Ирина Агеенко
Игры и упражнения для развития речи, памяти, внимания детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Упражнения и игры для формирования грамматического строя речи, для развития внимания и памяти, которые можно применить на индивидуальных занятиях.
«Один-много» (работаем над образованием множественного числа существительного)
Взрослый говорит: «У меня собака», а ребё нок должен сказать: «А у меня собаки». Взрослый: «У меня чашка», ребё нок: «У меня чашки» и т. д.
Публикация «Игры и упражнения для развития речи, памяти, внимания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
• «Кого увидели?» (учим использовать существительные в винительном падеже)
Взрослый: «Мы пришли в лес и увидели.». Взрослый поочерёдно выкладывает картинки с изображением диких животных и птиц, а ребё нок называет: зайца, медведя, белку, лису.
Можно играть в эту игру, используя любой речевой материал, одновременно пополняя словарный запас: «Мы пришли на огород и увидели. огурцы, лук, свёклу и т. д.»
• «Кого (чего) не стало?» (учим употреблению существительных в родительном падеже)
Раскладываем любые картинки. Просим, чтобы ребёнок закрыл глаза, и убираем одну картинку. Затем спрашиваем: «Кого (чего) не стало?». Одновременно развиваем зрительную память.
«Гости» (учим употреблению существительных в дательном падеже)
Можно использовать игрушки или картинки. Взрослый начинает говорить предложение, а ребё нок заканчивает его: «Белка идёт в гости. к зайцу. Жираф идёт в гости. к зебре» и т. д.
• «Большой зверь» (работаем над словообразованием).
Взрослый говорит: «Это кот (слон и т. д., представь, что он очень большой. Как мы его назовём?» Ребё нок: «Котище (слонище и т. д.).
• «Кто у кого?» (образовываем название детёнышей с помощью суффиксов.)
Взрослым называет животное и спрашивает: «У козы (утки, волка и т. д.) кто?» Малыш отвечает: «У козы козлёнок» (утёнок, волчонок, бельчонок и т. д.).
Игра “Назови ласково”.
Помидор-помидорчик, огурец-огурчик, морковь-морковка, лук-лучок, репа-репка, редис-редиска.
Игра “Доскажи словечко”. Сравнить по форме.
Огурец овальный, а помидор ….Морковка треугольная, а лук …. Свекла круглая, а кабачок ….
Сравнить на ощупь.
Огурец шершавый, а кабачок …. Картофель твердый, а помидор ….
Игра “Что лишнее?”
Огурец, кабачок, капуста, морковка. (по цвету) Капуста, помидор, лук, огурец. (по форме) Репа, чеснок, яблоко, огурец. (фрукт)
• «Из чего сделано?» (образовываем относительные прилагательные)
Говорим: «Стол из дерева, какой стол?». Ребё нок отвечает: «Деревянный».
Задаём много таких вопросов, например, шарф из шерсти – какой? Сумка из кожи – какая? Ключ из металла – какой? Шуба из меха – какая? Варенье из яблок – какое? Суп из грибов – какой? и т. д.
• «Чьё это?» (образовываем притяжательные прилагательные)
Задаё м следующие вопросы: «Клюв птицы – чей клюв?». Ребё нок отвечает: «Птичий».
Можно ещё спросить, например, чья лапа у собаки – собачья, чьи крылья у птицы – птичьи, чей хвост у волка – волчий и т. д