Получи документы

Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни. Часть 2

Шляндина Маргарита
Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы

Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни (часть 2)

«Рука—нога»

Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».

Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.)

— У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?

— Нарисуй предметы, у которых есть ручка.

Закончи предложения: ручка нужна, чтобы. За ручку можно.

— А какие предметы мы называем словом «ножка»?

Публикация «Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни, Часть 2» размещена в разделах

— Нарисуй предметы, у которых есть ножка.

«Скажи по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова.

— Скажи по-другому! Часы идут. (ходят). Мальчик идет. (шагает). Снег идет. (падает). Поезд идет. (едет, мчится). Весна идет. (наступает). Пароход идет. (плывет).

Заверши предложения. Ваня пошел. Аня ушла. Дети вышли. Ты пришел. Соня идет медленно, а Варя идет. Можно сказать, что она не идет, а.

«Кто ползет?»

Цель: подбирать признаки и действия, составлять описание предмета.

Отгадайте загадку: «Кто это ползет, на себе свой дом везет?».

Ребята отгадывают загадку (улитка, рассматривают ее, обращают внимание на домик и рожки. Следующая загадка: «Глаза на рогах, а домок на спине».

— В каком домике живет улитка? Какие дома вам известны? Кто там живет? Послушайте стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом» :

Воробей живет под крышей,

В теплой норке — домик мыши,

У лягушки дом в пруду,

домик пеночки в саду.

— Эй, цыпленок, где твой дом?

— Он у мамы под крылом.

— Может ли улитка выйти из своего дома? Почему? Как быстро ползет улитка? Она увидела ребят и сказала: «Я так тихо мчалась, так медленно неслась». Можно ли так сказать? Как правильно?

Теперь улитка стала загадывать детям загадки: «Колючая, маленькая — это ежик или елочка? Пушистый, маленький — это зайчик или белочка?»

— Опишите меня и расскажите, какая я, что у меня есть, какую песенку про меня поют.

В речевой работе с детьми пяти лет расширяется круг грамматических явлений, нуждающихся в усвоении (без наглядного материала).

Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет. шубы, шарфа, кофты); верному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается навык ориентировки на окончание слов при их согласовании в роде (хороший день, шустрая собачка, светлое небо).

Обучение детей навыку образования форм глаголов в повелительном наклонении (пой! спи! беги) происходит в играх, когда ребята дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям (аналогично с играми, представленными выше).

Упражняются малыши и в верном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около). Ребят учат соотносить названия животных и их детенышей (гусенок — гусята — не стало гусят; бельчонок — бельчата — много бельчат; лосенок — лось-та — нет лосят). Дети, упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сухарница, конфетница, но — чайник и кофейник).

Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов («Почему грибы называют. подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором?. шапку — ушанкой. цветок — подснежником?»).

Особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно изменять глаголы по лицам и числам. Например, следя за действиями игрушки, дети учатся правильному образованию глаголов (ехала — заехала — выехала; плыла — подплыла — переплыла; бежала — прибежала — убежала). Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона «карр-карр» — каркает, петух «кукареку» — кукарекает, поросенок «хрю-хрю» — хрюкает). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло — мылит, звонок — звенит, краска — красит, а также: учитель — учит, строитель — строит, но: врач — лечит, портной — шьет).

Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Составляя с глаголами словосочетания, предложения, дети подводятся к построению связного высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение»; «Зачем тебе нужны. ?»).

Для развития связной речи малышей учат пересказывать литературные произведения, уже знакомые, и вновь прочитанные.

Рассматривая картины, ребята учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказ об игрушке проводится сначала по вопросам взрослого, затем в совместном рассказывании, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказов предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи —

«Мне нравится лето, потому что.»). Чаще всего ребята составляют смешанные тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.

Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для этого детям даются схемы составления рассказа — этим они глубже осознают структуру, композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Для начала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды.», «Как-то раз.», «Дело было летом.» и т. п.). Логопед предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз. собрались птицы на опушке. Стали они. Вдруг. Взяли птицы. И тогда.».) Заполнение схемы помогает детям закрепить представления о средствах связи между предложениями и между частями рассказа. Нужно учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия героев, соблюдать временную последовательность событий.

Составление сказки «Приключения Даши в лесу»

Взрослый спрашивает: «Зачем Даша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.

«Расскажи про лисичку»

Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

— Давай посмотрим на лисичку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про нее, когда она встретила волка. Сначала скажи, какая была лисичка? (Хитрая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, голодный.) Я начну рассказ, а ты заканчивай. Как-то раз лисичка пошла погулять. (и шишек набрать). Она залезла. (под высокую сосну). А на сосне шишек. (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку. (увидела волка). Но лисичка. (не испугалась). Она бросила. (шишку прямо на волка). На лбу у него. (выросла шишка). Давайте нарисуем лисичку, сосну, волка и шишку.

«У лесника»

Цель: упражняться в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

— Дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)

Лесная тропинка узкая, а дорога. (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты. (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек. (мелкий).

— Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

— Отгадайте мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.

Дети отгадывают, что это белка. Белка просит:

— Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.

При затруднении воспитатель помогает связками: шубка у тебя. ; на ушках. ; хвостик у тебя. ; ты умеешь. и очень любишь.

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Воспитатель предлагает детям составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается ребенку в естественно-разговорной форме: «Давай подумаем сначала, как бельчонок встретился с зайчиком? Какими словами можно о них сказать по-другому? (Малыши, друзья, Пушок и Рыжик.) Что с ними случилось дальше? Чем их приключения закончились?»

Параллельно с разными заданиями развивается и интонационный синтаксис — умение строить и произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); это умение ребенку необходимо для дальнейшего развития родного языка.

Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово. стол? (Предмет мебели.)».

— Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.

— Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных. (клички).

У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить?

— Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны.

— У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.

— Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя, на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).

— Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

«Найди звук»

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

— Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» — из двух, «цыпленок» — из трех.)

— Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.

(Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба» — со звука «Ж», слова «забор», «замок» — со звука «З», слова «цыпленок», «цапля» — со звука «Ц».)

— Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина, «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос, «Л» (баклажан, яблоко, кизил, «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).

«Картина — корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.

— Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)

— Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина, «лягушка» (подушка, кадушка, «ракета» (конфета, котлета, «вертолет» (самолет, «береза» (мимоза).

— Что делает лягушка (прыгает, плавает, ракета (летит, мчится, картина (висит?

Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай (рис. 4).

— Назови все предметы одним словом. (Транспорт.)

— Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова? (Звук «Т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».)

— Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»).

— Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.)

— Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С (троллейбус, А—С (автобус, С—Т (самолет, В—Т (вертолет, М—О (метро, Т—И (такси).

Старшие дошкольники учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» (На полянке танцевал.) «Где ты, белочка, скакала?» (Я орешки собирала.) «Эй, зверята, где вы были?» (Мы грибы ежам носили.) Они приучаются изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.

Со старшими дошкольниками продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет («дерево», «металл», «пластмасса», «стекло», широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

«Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

— Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)

— Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)

— Что означают слова. «мяч», «кукла», «ручка»?

— У меня в руке. ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку? («Ею открывают и закрывают дверь».)

— Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушай стихотворение Ирины Токмаковой «Плим» :

Ложка — это ложка. А я придумал слово.

Ложкой суп едят. Смешное слово — плим.

Кошка — это кошка. Я повторяю снова —

У кошки семь котят. Плим, плим, плим.

Тряпка — это тряпка. Вот прыгает и скачет —

Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим.

Шапка — это шапка. И ничего не значит

Оделся и пошел. Плим, плим, плим.

— Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру).

Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья, к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются, к изолированному слову (умный — толковый; старый — ветхий, дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит, дети осознают оттенки значений глаголов.

«Скажи, какое»

Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

— Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?

— Послушай стихотворение М. Щеловановой «Утро» :

Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца,

Сегодня плохое утро, Сегодня не будет солнца,

Сегодня скучное утро Сегодня будет хмурый,

И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день.

— Почему же плохое утро? — Почему же не будет солнца?

Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце,

Сегодня веселое утро Обязательно будет солнце

И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.

— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое,

безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?

— Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.)

— А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

— Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.

— Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный. (еще какой). Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Весной погода теплая, а зимой. (холодная).

— Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

— Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба. (плавает, кузнечик. (прыгает, уж. (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух. (кукарекает, тигр. (рычит, мышь. (пищит, корова. (мычит).

— Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д. Чиарди «Прощальная игра» :

Скажу я слово высоко, Скажу тебе я слово трус,

А ты ответишь. (низко). Ответишь ты. (храбрец).

Скажу я слово далеко, Теперь начало я скажу —

А ты ответишь. (близко). Ну, отвечай. (конец).

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизниКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни Сюжетно-ролевая игра "Семья" в средней группе. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» в интеграции с образовательными.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни. Часть 2
Опубликовано: 22 мая 2024 в 10:18
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни. Часть 2» (включая файлы) размещена пользователем Шляндина Маргарита (УИ 156252) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД