Назарова Юлия
Игры и упражнения для развития познавательных функций
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.1 «Что к чему подходит?»
Цель: развитие мыслительных операций.
Материал: предметные картинки.
Ход игры
Педагог. Здесь много разных картинок, но, чтобы все было в порядке, нужно их разложить по группам— подходящее к подходящему. Какие получились группы? (Дети называют — одежда, обувь и др.) -
1.2. «Созвездия»
Темочки:
Цель: развитие мелкой моторики руки, воображения.
Материал: карточки с нарисованными «звездами» разных цветов, фломастеры того же цвета, что и «звезды».
Ход игры
Педагог. Звезды необходимо соединить линиями. На что получились похожими созвездия? Как их можно назвать? (Дети отвечают.) 1.3. «Продолжи ряд»
Цель: развитие невербального логического мышления
Материал: картинки с графическими изображениями.
Ход игры
Педагог. Посмотрите на эти картинки. Их три. Посмотрите, что нарисовано на 1, 2 и 3 картинке. Как вы думаете, что будет нарисовано на следующей картинке?
1.4 «Подбери по схеме»
Цель: развитие наглядно-схематического мышления.
Ход игры
Педагог. У каждого из вас карточка со схемой. Подберите соответствующую схеме картинку. 1.5. «Поезд»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
Ход игры
Дети встают в колонну друг за другом; Педагог, указывая на стрелку, которая лежит на полу, объясняет: «Стрелка показывает, что ехать надо прямо. Поехали». Все начинают двигаться. Первый ребенок ведет поезда одном направлении. Доезжают до стрелки, указывающей поворот движения. Педагог говорит: «Стрелка показывает, что надо поворачивать налево (направо, назад и т. д.)». Поезд поворачивается и идет прямо до следующего указателя, и т. д
1.6. «На что похоже»
Цель: развитие воображения.
Ход игры
А. Детям предлагается материал неопределенной формы (камешки, нарисованные облака и т. д.) ребенок должен сказать, на что это похоже. Любой ответ считается правильным, детей поощряют за оригинальные ответы.
Б. Участникам предлагается взять на кисточку немного краски. Цвет можно выбрать любой, какой захочется. Затем нужно плеснуть краску на лист бумаги - получится клякса. Лист складывается вдвое так, чтобы остался отпечаток на второй половине листа. Затем нужно постараться понять, на что похожа клякса. 1.7. «Бабушкины помошники»
Цель: развитие мелкой моторики руки.
Ход игры
Детям предлагается перебрать крупу (маленькие горсточки риса, пшена, гречки)
1.8. «Найди по плану»
Цель: развитие наглядно-схематического мышления.
Материал: план комнаты, где проходит занятие. На плане отмечен необходимый объект.
Ход игры
Детям дают задание найти объект. 1.10. «Что задумано?»
Цель: развитие воображения.
Ход игры
Детям предлагают придумать предмет» подходящий под определение, например: яркий, желтый ( ответы: цыпленок, солнышко и др.); пушистый, мягкий ( ответы: снег, котенок и др.) красный, теплый ( ответы: огонь, шарф и др.); прозрачный, хрупкий ( ответы: леденец, сосулька и др.) и т. д.
1.9. «Собери картинки»
Цель: развитие целостности восприятия, невербального мышления.
Материал: разрезанные картинки (количество частей зависит от уровня развития ребенка); возможно предъявление образца.
Ход игры
Детям предлагают собрать картинку. 1.11. «Вырежь по образцу»
Цель: развитие мелкой моторики руки, схематического мышления.
Материал: плотная бумага для вырезания с сованными фигурами разной степени сложности
1.12. «Что изменилось?»,
или «Что пропало?»
Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Ход игры
А. Педагог выставляет ряд игрушек или иных картинок. Затем дети отворачиваются и педагог меняет местами (прячет) одну или более (картинок). Далее дети угадывают, что пропало или изменилось.
Б. Дети встают «паровозиком». Один (машинист) должен запомнить порядок детей. Он закрывает глаза, дети меняются (или прячется) местами, водящий отгадывает, что изменилось. Затем другие дети становятся машинистами. 1.13. «Закрой отверстие»
Цель: развитие восприятия.
Ход игры
На большом листе ватмана вырезаны фигурки, надо их закрыть так, чтобы фигурка совпала с отверстием (у каждого ребенка своя фигурка).
1.15. Загадки
Цель: развитие логического мышления.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит).
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш. (Малыш).
Она красива и мила,
А имя ее от слова «зола». (Золушка)
Что за мальчик деревянный,
Шапочка-колпак на нем?
Он веселый и занятный,
Добрый сказочный герой! (Буратино) 1.14 Графический диктант
Цель: развитие элементарных учебных умений.
Ход игры
Дети рисуют по клеткам по инструкции взрослого:
«Сейчас мы будем рисовать узор. Начинать его надо от точки, которая стоит на листочке. Надо постараться, чтобы узор получился красивым и аккуратным. Для этого надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону Вести линию и на сколько клеточек. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там же, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.
Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Когда я скажу. «Одна клеточка вправо» — вы проведете линию вправо на одну клеточку.
Покажите рукой, в какую сторону вы будете проводить линию вправо.
Начинаем рисовать узор от точки. Поставьте карандаш на эту точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вверх. Не отрывайте карандаш от бумаги. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна вправо, одна вниз. Дальше продолжайте рисовать такой узор сами».
1.17. «Лабиринт»
Цель: развитие мелкой моторики руки, зрительного внимания.
Ход игры
У каждого ребенка лабиринт, который необходимо пройти:
а) пальцем;
б) с помощью карандаша;
в) проследить глазами. 1.16. «Пропеллер»
Цель: развитие мелкой моторики руки.
Ход игры
Играющий вкладывает карандаш между прямыми пальцами: указательным, средним и безымянным. По сигналу «Начали!» — карандаш передается с пальца на палец, причем большим пальцем помогать нельзя. .
1.18. «Что сначала, что потом»
Цель: развитие логического мышления.
Материал: картинки с развивающимся сюжетом (от 3 до 6).
Ход игры
На этих картинках нарисовано какое-то событие, но они перепутаны. Надо разложить их правильно и составить рассказ. Рассказать его. 1.19. «Огоньки»
Цель: развитие наглядно-схематического мышления.
Материал: 2 красных, 2 синих флажка и 1 желтый.
Ход игры
Каждый ребенок берет цветной флажок, Педагог показывает детям нарисованные на карточках цветные кружки в определенном порядке. Он предлагает им распределиться в таком порядке, как указано карточке. Затем карточки меняются, дети перестраиваются. Игра проводится в форме соревнования по командам
1.20. «Сложи квадрат»,
«Колумбово яйцо»,
«Танграм», «Монгольская игра»
Цель: развитие наглядно-схематического мышления.
Материал: разрезанные на части фигуры (квадрат, овал и др.).
Ход игры
Составить заданные фигуры из частей. 1. 21. «Трудные виражи»
Цель: развитие мелкой моторики руки.
Нарисовать дорожки разной формы, в одном конце которых, например, машина, а в другом-дом (по сюжету занятия). Предложить ребенку: «Ты — водитель, и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимателен и осторожен». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.
1. 22. «Опиши друга»
Цель: развитие внимания.
Ход игры
Два ребенка встают спинами друг к другу, один описывает другого, затем наоборот. 1. 23. «Звезды на небе»
Цель: развитие наглядно-схематического мышления.
Материал: карточки с изображением схем созвездий и их художественное изображение.
Ход игры
Педагог предлагает детям рассмотреть карточки-схемы с созвездиями (у каждого ребенка) и, глядя на художественное изображение, подобрать схему.
1.24. «Наложенные изображения»
Цель: развитие восприятия. Материал: картинки с наложенными изображениями.
Ход игры
Педагог. Посмотрите, здесь нарисованы предметы, их много — одни нарисованы на других. Назовите, какие предметы изображены? 1.25. «Дорисуй фигуры»
Цель: развитие воображения.
Материал: листы бумаги форматом А5 с нарисованными неопределенными фигурками.
Ход игры
Педагог. Дорисуй фигурки, чтобы получилось изображение.
1.26. «Сочиним историю»
Цель: развитие речи, воображения.
Ход игры
Педагог начинает историю: «Жили-были…» следующий участник продолжает, и так далее по кругу Когда очередь опять доходит до педагога, он направляет сюжет истории, делает его более осмысленым и упражнение продолжается. 1.27. «Тихо-громко»
Цель: развитие внимания.
Ход игры
Ведущий произносит незаконченные предложния, например: «Когда ты на уроке, ты разговаваешь», «Когда ты вышел из школы, ты разгориваешь.». Задача детей крикнуть «Громко!» прошептать «Тихо».
1.28. «Что лежит в портфеле?»
Цель: развитие внимания.
Ход игры
Дети стоят в кругу. Ведущий бросает кому-нибудь из детей мяч и называет какой-либо предмет, например, ручка, тетрадь, кирпич и та Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет — ловить мяч не нужна 1.29. «Зашиваем ковер»
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Материал: картинки с изображениями прямоугольников — «ковриков», в которых отсутствует фрагмент. Рядом даются варианты «заплаток».
Ход игры
Педагог. Давайте сделаем заплатки так, чтобы дырочку не было видно и чтобы рисунок совпал.
1.30. «Дорисуй узор»
Цель: развитие наглядно-образного мышления. Материал: карточки с фрагментом орнамента
Ход игры
Каждому даются карточки с фрагментом орнамента — дети дорисовывают орнамент.