Валентина Мусиенко
Консультация для родителей «Развитие сенсомоторных функций у детей 1-го года жизни». Упражнения и игры
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Как показывают современные исследования, возможности ребенка велики. Двухнедельный ребенок следит за перемещающимися предметами, в три недели он внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает даже близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и желтый и т. д. В первые месяцы жизни особое значение имеет сенсорное воспитание. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, благодаря чему формируется целостная интегративная деятельность – сенсомоторное поведение, которое составляет основу психического развития ребенка. Для нормального созревания мозга необходимо активное функционирование анализаторов (органов чувств). А развивающийся мозг будет способствовать развитию анализаторных систем. Если ребенок не имеет достаточного количества внешних впечатлений, развитие его резко замедляется.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие сенсомоторных функций у детей 1-го года жизни“, Упражнения и игры» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
К органам чувств относятся глаза, уши, нос, язык, кожа. При их функционировании возникают зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Глаза младенца после рождения готовы к ощущению. Дети слышат звуки еще до рождения. После рождения это восприятие совершенствуется. Появляется слуховое сосредоточение, т. е. малыш начинает прислушиваться к звукам. Появляется координация между слухом и зрением. Уже в 2 месяца ребенок поворачивает голову в сторону источника звука. На сильные шумы дитя начинает реагировать дрожанием тела, движением головы, при неожиданном шуме ребенок нередко закрывает глаза. Ощущение и восприятие – это процессы отражения предметов и явлений окружающей действительности. Ощущения возникают при воздействии на организм отдельных свойств предметов (запаха, вкуса, звука, двигательных стимулов).
Восприятие - это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Процесс восприятия тесно связан с речью, мышлением, памятью, представлениями. К моменту рождения дети реагируют на запах. Об этом можно судить по мимике, дыханию, общим движениям. О наличии обонятельных ощущений в первые дни жизни можно судить по тому, что малыш узнает грудь матери, издающую очень тонкий запах. Если поднести к его носу сильно пахнущее вещество ребенок проявляет сильное беспокойство, как бы стараясь отвернуться от неприятных ощущений. Скажем несколько слов о развитии осязания, вначале развивающегося самостоятельно, а затем под контролем зрения. Наиболее развита осязательная чувствительность губ у ребенка. Губы долго являются главным органом осязательного познания: дети очень долго стремятся отправить в рот всякую попавшуюся в руки вещь, точно они только тогда по-настоящему знакомятся с ней. К концу третьего месяца губы служат в качестве органа осязательного восприятия, к этому же времени начинает развиваться хватание рукой.
В возрасте 9 – 18 месяцев развивают возможность узнавать знакомые предметы на расстоянии, захватывать с участием большого пальца и конечных фаланг других. В игре учат исследовать предметы путем повторных проб действий с ними, в том числе и проб с опорожнением и наполнением. В процессе коррекционной работы развивают зрительно-тактильные связи, проводят активные игры с ребенком – складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками.
Ранняя стимуляция предречевого развития :
Стимулируют и развивают жевание.
Развивают возможность одновременного восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого.
Развивают слуховое внимание и элементарную звуковую дифференцировку, а также определение звука в пространстве различными звучащими игрушками.
Закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием. Обучают ребенка давать предмет по просьбе взрослого.
По подражанию развивают интонацию просьбы.
Для развития зрительных функций у детей первого года жизни полезно использовать в играх карточки, помогающие упражнять глаза малыша воспринимать различные линии, формы, цвет. Особенно важны они для детей с ослабленным зрением, рожденных физиологически незрелыми, недоношенных, маловесных, с проблемами в развитии.
Последовательность показа карточек соответствует этапам развития зрительной системы ребенка. У всех малышей первого месяца жизни острота зрения очень низкая, и обнаружить, выделить из фона объект ребенку легче, если этот объект контрастен фону и имеет четкий контур. Следовательно, первые изображения будут черно-белые. Поскольку у грудных детей, как утверждают ученые, существует врожденный механизм опознания человеческого лица и уже в 5 – 7 минут от рождения он видит лицо, то первая карточка, которую можно использовать для развития зрительного восприятия будет черно-белое изображение человеческого лица.
С ростом и развитием ребенка изменяются острота зрения и другие зрительные функции, поэтому изображения на карточках предлагаются цветные, но все еще достаточно контрастные.
После шести месяцев - крупные картинки с четким черным контуром, яркого цвета, с изображением тех предметов, которые ребенок видит часто: яблоко, банан, мячик и т. д. При рассматривании изображения фруктов или овощей, можно предложить ребенку кусочек этого фрукта или овоща. Вкусовые ощущения обогатят впечатления ребенка. Необходимо дать возможность малышу не просто смотреть, а видеть многообразие признаков предметов. Только так, из разнообразия цветов, форм, величин создается зрительный образ конкретного предмета, похожего на другие или совсем не похожего на них.
Таким образом, дети уже в раннем возрасте способны регистрировать большую часть информации, доступную взрослым людям, но могут перерабатывать меньшую ее долю. В результате созревания, по-видимому, развивается способность к переработке большого количества информации. Задача педагога заключается в том, чтобы увеличивать количество информации, предлагаемой детям. И тогда возникнут благоприятные основы для их последующего развития и совершенствования. Все психические процессы у ребенка развиваются через речь. Речь ребенка необходимо развивать своевременно, с самого раннего возраста. Общее психическое развитие ребенка в течение 1 – го года становится основой для последующего развития речи. Хорошо развитая речь – это гарантия общего психического развития ребенка. Многие причины задержки развития речи, ее дефекты у детей в старшем возрасте кроются в условиях ее развития на этом этапе.
Упражнения и игры на развитие сенсомоторных навыков
у ребенка от 1 до 2 лет
К году малыш уже достаточно хорошо координирует свои движения, улучшает крупную и мелкую моторику, различает формы, цвет и вкус различных предметов, но не может их назвать. Основной целью родителей в этот период становится расширение понимания о функциональной принадлежности предметов, увеличение разнообразия действий с предметами, установление различий между игрушками по весу, форме, материалу в словах. Целесообразно ввести в этот период первые учебные игры на развитие логического мышления, обучить созидательному типу игры.
1. Конструирование
Кубики и конструкторы в этот период продолжают играть большую роль, но качество игры возрастает. От простых башенок хорошо переходить к выстраиванию других форм и предметов, знакомых ребенку (дом, гараж, лестница, мост).
2. Лепка, рисование, аппликации
С года хорошо вводить различные варианты прикладного творчества. При помощи пластичных материалов развивать зрительное, тактильное, двигательное восприятие. Рисуя красками, карандашами, мелками, поролоном давать стимул зрительно-двигательному навыку. Простыми методами аппликации (мять, рвать, клеить) развивать звуковые, зрительные, тактильные и двигательные умения.
3. Шнуровки и нанизывание предметов
Простые игры со шнуровкой оказывают благоприятное влияние на координацию, тренируют зрительно-двигательные навыки.
4. Сортеры и сенсорные панели
В зависимости от размещенных предметов происходит координация различных сенсорных навыков. Сортеры используются для дополнительного изучения предметов, предназначенных для игры.
5. Игры с природными материалами (вода, песок, камушки, растения)
Общение ребенка с естественными материалами благоприятно сказывается на его эмоциональном состоянии. Предложите крохе переливать воду из разных сосудов, построить из песка горку или фигурку из формочки, постучать камушки друг о друга, понюхать растения.
6. Танец и пение
Актуальным для возраста от 1 до 2 лет является прослушивание классической музыки. Дополнительный стимул взаимодействия сенсорных ощущений и двигательных навыков придает использование детских музыкальных композиций, разучивание простых танцев. Стремление крохи подпеть любимой песне указывает на общую положительную тенденцию в освоении зрительно-звуковых навыков.