Лучший педагог года

Игры и упражнения для познавательного развития детей с ЗПР

Юлия Тарасевич
Игры и упражнения для познавательного развития детей с ЗПР

Варианта игр и упражнений

По познавательному развитию

Варианты игровых заданий: математические игры с листьями и цветами.

Чтобы развивать математические способности, можно предложить ребенку:

1. Выкладывать последовательности: например, разложить листья по размеру от маленького к большому;

2. Предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету цветочка и один большой листок. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд;

3. Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур цветочками и листочками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три цветка, ребенок должен догадаться, что это треугольник;

4. Выкладывать последовательность, ряды, контур можно как на плоской поверхности (стол, так и вешать на дерево. Таким образом, мы развиваем не только математические способности, но и моторику у ребенка с ЗПР.

5. Из листьев и цветов дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, башенки разной высоты.

6. Порядковый счет и математические термины. Считаем количество цветков и листиков.

7. Различаем и сравниваем цвета, формы.

Игра «Сортируем листья и цветы».

1. По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости, и ребенок будет подбирать каждой тарелке свои цветочки;

2. По размеру: можно поставить несколько коробок с указателями для различного размера - для маленьких и больших листьев;

3. По форме: можно путем наложения друг на друга или на глаз выкладывать пирамиду из одинаковых по форме листьев. Также распределять их в специально заготовленные емкости.

Ориентировка в пространстве (развитие речи) пространственные представления

1. Графический диктант на дереве.

Ребенок под диктовку педагога вешает на дерево предметы. Если ребенок точно выполняет задание, у него должен получится определенный рисунок или узор, что служит в итоге показателем выигрыша.

2. Куда пойдешь?

Используя различные пространственные термины для обозначения местоположения предмета в пространстве, пространственных направлений (на, под, между, возле, впереди, сзади, справа, слева, вверх, вниз) ребенок самостоятельно перемещает их или по инструкции педагога.

3. Назови соседей.

На дереве хаотично расположены предметы. Педагог просит назвать предмет, расположенный слева, справа, вверху, внизу и т. д.

4. Наоборот

Ребенок должен вспомнить, произнести и выполнить действие противоположное тому, что назвал педагог. Например, педагог просит повесить предмет высоко, а ребенок вешает его на дереве низко, вверху-внизу, далеко-близко, справа-слева и т. д.

5. Что изменилось?

На дерево развешиваются предметы. Педагог предлагает ребенку запомнить, что и в каком порядке висит на дереве. Затем ребенок отворачивается, а педагог меняет местами несколько предметов и предлагает отгадать, что изменилось и как раньше располагались предметы. Эта игра не только развивает пространственные представления, но и благоприятно влияет на развитие памяти, внимания.

6. Художник.

Ребенок самостоятельно располагает детали на дереве по схеме или без нее. В процессе ребенок должен обязательно проговаривать свои действия. Например, цветок розового цвета повесили внизу справа, а лист желтого цвета вверху, между белым цветком и красным листком.

7. Сделай копию узора с опорой на образец.

Педагог предлагает образец расположения деталей на листе бумаги. Ребенка просят повторить точную копию узора, но уже располагая детали на дереве.

Счет

1. Посчитай предметы.

Посчитать предметы: цветы, листочки и т. д., а затем выбрать соответствующую цифру.

2. Сколько листьев на ветке

Пересчитать предметы на каждой веточке. Они могут быть, как одинакового, так и разных цветов. После сгруппировать предметы по различным признакам

3. Сколько желтых, зеленых и т. д.

Сгруппировать предметы по цвету и посчитать их.

4. Сколько останется, если листья опадут

Педагог произносит условие задачи, где листья по какой-либо причине опали с дерева. Ребенок решает задачу и пытается придумать условие следующей задачи самостоятельно или с помощью педагога.

5. Сколько станет, если вырастут.

Педагог произносит условие задачи, где цветы по какой-либо причине появились на дереве. Ребенок решает задачу и пытается придумать условие следующей задачи самостоятельно или с помощью педагога.

6. Больше, меньше, равно.

Ребенок считает количество предметов, висящих на ветке с одной стороны дерева и с другой. Затем количество предметов необходимо сравнить и подобрать знак «больше», «меньше» или «равно».

7. Счет в прямом и обратном порядке.

Ребенок считает предметы на дереве по порядку, а затем в обратном порядке.

Моторика.

1. Привяжи ленточку к каждой палочке.

Ребенок подбирает к каждому предмету ленточку такого же цвета и привязывает ее.

2. Развяжи запутанные шнурки

К палочкам на ветках дерева привязаны ленточки и шнурки. Ребенок должен распутать их и снять с дерева.

3. Снять и одеть обратно

Ребенок снимает с дерева предметы, расположенные в определенном порядке. Необходимо запомнить, где что висело и повесить в той же последовательности.

4. Нарядим дерево.

Дети сами или под руководством педагога размещают листья на ветках. Хаотично или в определенной последовательности

5. Развесь, как я скажу.

Педагог предлагает развесить предметы на дереве по его инструкции: разместить по середине, справа, слева, внизу, вверху и т. д.

Шнурками или резинками создать фигуру или рисунок

Привязывая к веткам дерева шнурки или натягивая резинки, ребенок создает контур любого предмета, называет его. Также можно работать по образцу.

Нанизывание предметов на шнурок.

Ребенок, выбирая предметы определенного одного цвета нанизывает их на шнурок. Также можно чередовать несколько цветов, в зависимости от задания педагога.

Математический планшет (воображение)

1. Оживи фигуру.

С помощью резинок делаем на ветках дерева треугольник, квадрат и т. д. Затем используя дополнительные резинки ребенок дорисовывает картину самостоятельно.

2. Выложи рисунок по готовой схеме.

Ребенок рисует резинками, выкладывая рисунки по уже готовым схемам.

3. Нарисуй резинками свою сказку.

Ребенок может нарисовать резиночками на ветках деревьев свою собственную сказку, историю, а затем ее рассказать. Также можно уже готовый рисунок перенести на схему.

4. Трафарет.

Ребенок использует предметы с веток дерева как трафарет. После того, как он обведет контур предмета можно его раскрасить или заштриховать косыми линиями.

Речевое развитие

Варианты дидактических, словесных игр и упражнений: Расскажи сказку о дереве по временам года. Ребенку предлагаются листья красного, желтого и зеленого цвета, а также разноцветные цветы. Ребенку предлагают в зависимости от времени года расположить предметы на ветках (весной-цветы, летом-зеленые листья, осенью-желтые и красные листья, зимой- на дерево ничего не вешаем). После с помощью педагога или самостоятельно ребенок составляет рассказ-описание или сказку о дереве и времени года.

«Один – много» цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном падеже. (Лист - листья, яблоко - яблоки, лимон - лимоны, цветок-цветы);

«Назови ласково» цель: упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных и т. д.). Например, на дифференциацию звуков «С» и «Ш» - с правой стороны листики с картинками со звуком «Ш», с левой – со звуком «С», «Скажи, как я», «Продолжи предложение», «Расскажи сказку», «Назови героев сказки», «Сколько героев сказки?», «Кто в домике живет?», «Кто быстрее «оденет» дерево?», «Загадаю – отгадайте», «Угадай сказку», «Какой, какая, какое, какие?», «Обезьянки», «Загадки», «Кого не стало?», «Скажи, как я», «Продолжи предложение», «Что изменилось?», «Определи место звука в слове», «Поймай звук» ход игры: дети вешают на дерево картинки с объектами, в названии которых есть заданный звук, «Зашифрованное слово» ход игры: на дереве висят предметные картинки. Педагог предлагает выделить первый звук в названиях объектов, изображенных на картинках и составить из них слово, «Мой, моя, моё, мои» ход игры: на верхушке дерева закрепляется символ местоимения (ПР. моя) Педагог дает задание выбрать и прикрепить на дерево картинки с объектами, про которые можно сказать "моя", составить словосочетания (моя сумка, моя шуба, моя шапка., Игры на классификацию объектов - ход игры: педагог дает задание выбрать и повесить на дерево предметные картинки определенной группы. Затем всем вместе назвать волшебное дерево. (ПР. Только перелетных птиц, зимнюю одежду, кухонную посуду и др., Игра «Чего не стало?» ход игры: педагог предлагает рассмотреть и запомнить картинки на дереве. Затем снимает одну предметную картинку. Дети должны озвучить какой картинки не стало, «Гласный – согласный», «Твердый – мягкий» - на дереве могут «расти» красные яблоки и в прорези вставляются буквы, обозначающие гласные звуки. На грушах – прорези, в которые вставляются согласные буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, на сливе – буквы, обозначающие твердые согласные звуки и т. д.

Социально – коммуникативное развитие

Варианты игр и упражнений: «Небылица», «Так бывает или нет?», «Времена года», «Кто где живёт?», «Чей обед?», «Чей детёныш?», Классификация (насекомые, дикие-домашние животные, перелетные-зимующие птицы, овощи-фрукты» и т. д., «Найди ошибку», «Моё настроение», «Какая сегодня погода?» и т. д.

Художественно- эстетическое развитие

Варианты игровых заданий: «Выросли листочки из набухшей почки» (Весна, «Мы посадим тут цветы небывалой красоты» (Лето, «Яблочки с веточки для здоровья деточкам» (Осень, «Красивые снежинки-белые пушинки» (Зима, «Создай свой цветок (свою бабочку, свой гриб, своего снеговика, свой теремок и др.)» и т. д.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания .

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры и упражнения для познавательного развития детей с ЗПР
Опубликовано: 23 августа 2024 в 09:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения для познавательного развития детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Тарасевич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.

22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД