Анастасия Лисунова
Игры и свободная деятельность детей в перерывах между занятиями
Главное назначение организации двигательной активности между занятиями - приостановить развивающееся в процессе занятий торможение в коре головного мозга, предотвратить развитие хронического умственного утомления у детей и дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению для улучшения восприятия учебного материала. Кроме того, как показали наблюдения, хорошо организованная двигательная деятельность между занятиями - хорошее средство в борьбе с гиподинамией. Исследования показывают, что весьма важным фактором в решении задачи по обеспечению работоспособности дошкольников является целенаправленное использование времени между занятиями в виде игр и спортивных развлечений. Установлено, что это способствует не только восполнению недостатка движений у детей, но и обеспечивает правильное протекание физиологических функций и более длительное сохранение умственной работоспособности.
Публикация «Игры и свободная деятельность детей в перерывах между занятиями» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Подвижные игры между занятиями решают задачу активного отдыха детей, способствуют снижению утомления, наблюдающемуся к концу занятия, повышению работоспособности и поддержанию ее на более высоком уровне на последующих учебных занятиях. Исследования, проведенные c целью определения эффективности активной двигательной деятельности между занятиями и содержания активного отдыха, выявили следующие факты. Дошкольники, которые активно участвовали в играх, в четыре раза меньше отвлекались на следующем занятии, чем дети, стоявшие или сидевшие на стульчиках.
Наиболее эффективны между занятиями игры малой и средней интенсивности. Игры большой интенсивности, сильно возбуждающие детей, при небольшом количестве времени, недостаточном для восстановительных процессов, имеют отрицательное воздействие. Они снижают работоспособность детей в начале занятия, поскольку дети не могут быстро успокоиться и переключиться на учебную деятельность.
Наблюдения показывают, что дети дошкольного возраста нуждаются в руководстве их играми и создании в течении дня условий для свободной игры.
Подвижные игры детей быстро распадаются, если нет контроля со стороны педагога. У дошкольников еще нет достаточного опыта в самостоятельной организации игр, нет достаточных знаний подвижных игр, поэтому и возникает необходимость педагогу организовать и провести с ними игру. Часто можно видеть, что дети играют охотно и эмоционально, если за их игрой заинтересованно наблюдает взрослый, вносит поправки, устраняет конфликты. Успешно и интересно проходят игры, когда их организуют и в них участвуют педагоги.
3a 7-8 мин перерыва дети могут поиграть в одну - две игры. Целесообразно начинать с игры средней интенсивности, а заканчивать игрой малой интенсивности. Этим достигается снижение физической и эмоциональной нагрузки перед началом нового занятия.
Подвижные игры, организуемые в помещении: «Горелки», «Узнай по голосу», «Тропинка», «Попрыгунчики-воробышки».
Еще несколько десятилетий назад дети играли по своему усмотрению, почти столько, сколько хотели, в жизни любого ребенка было время, которым он распоряжался по своему усмотрению. Детские компании во дворе, совместные возвращения из школы, игры друг у друга в гостях – это было частью обычной детской жизни. Сегодня жизнь ребёнка почти полностью контролируется взрослым. Нужно, чтобы ребенок учился в хорошей школе, занимался другими полезными, по мнению родителей, занятиями. Возможности использовать время как хочется ребенку, почти нет. Между тем, свободная игра совершенно необходима ребенку для полноценного развития. Ежедневно на свободную игру в режиме дня должно отводиться не менее двух часов в день. Свободная игра – это игра в собственном смысле слова. Каждый здоровый ребенок, без всяких лишних побуждений со стороны взрослых, играет – либо один, либо включается в игру группы. Свободная игра для ребенка является столь же необходимой деятельностью, как любая работа – для взрослого. Суть игры – в свободе. Это значит, что ребенок сам, без взрослого, вносит в свою игру все, что он видит в окружающем мире.
Детям необходима самостоятельная деятельность между занятиями. Так как в дошкольном детстве всё-таки ведущей деятельностью остаётся игра, нельзя лишать детей возможности свободного препровождения времени. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, партнера по игре, и в роли внимательного наблюдателя. Воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей, если необходимо – дает советы, помогает и вмешивается только в крайнем случае. Наблюдение дает возможность выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребенка в игровой деятельности – степень его активности и самостоятельности в организации игры, построение сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками
Дети подготовительной к школе группы всегда могут организовать игру или найти себе дело по интересу. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, в игре ребёнок приобретает опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми и учится подчинять свои желания определённым требованиям. Свободная игровая деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать либо со сверстниками, либо индивидуально.
У педагогов, как правило, непосредственно-образовательная деятельность расписана по минутам, согласно утверждённому графику. Я обычно предлагаю детям оставить их постройки, кукольные комнаты и другие, организованные детьми игровые места, чтобы после занятия к ним вернуться. Чтобы в группе не было хаоса, я слежу за деятельностью детей во время свободных игр, поясняя, что следует убрать, переходя к другой игре. Важно знать интересы детей и при необходимости мягко переключить ребенка с агрессивной игры на другую деятельность. Таким образом, ребёнок приучается регулировать свои действия, следить за порядком, самостоятельно принимать решения, находить выход из эмоционально сложных ситуаций.
4 правила свободной игры
1. Свободная игра – это деятельность, которую ребенок выбирает по своему усмотрению.
2. Свободная игра – эмоционально окрашенная, увлекательная, со свободным входом и выходом.
3. В свободной игре всегда есть элемент непредсказуемости.
4. Свободная игра не преследует сиюминутных прикладных целей, она затевается ради творческого процесса, ребенок играет для себя, ради своего удовольствия.
Свободная игра – это источник чистой радости. Ребенок чувствует себя счастливым, полноценно проживающим жизнь. Игровая среда, организованная в групповой комнате, на участке должна стимулировать детскую активность. С этой целью необходимо постоянно обновлять игровые уголки в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным, легко трансформирующимся, обновляющимся, изменяющимся самими детьми с помощью ширм, различных модулей, неоформленных материалов.
Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что свободная игра является самоценной деятельностью детей, способствует достижению на этапе завершения дошкольного образования следующих ориентиров:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе,
- договаривается, учитывая интересы и чувства других, сопереживает неудачам и радоваться успехам других,
- адекватно проявляет свои чувства.