Татьяна Солосина
Игры и пособия для создания РППС в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ слайд 1 «Игры и пособия для создания РППС в группе раннего возраста»
СЛАЙД 2 Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции с интеграцией на познавательное развитие. Эта проблема нашла свое отражение и в ФГОС ДО, в интеграции образовательных областей «речевое развитие» и «познавательное развитие».
Публикация «Игры и пособия для создания Рппс в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Исследования отечественных учёных (В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой, Е. О. Смирновой, М. И. Лисиной и др.) доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и мышления малыша.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Именно его методика стала основой для создания развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе раннего возраста.
СЛАЙД 3 Талантами нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Но именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.
Таким образом, развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.
СЛАЙД 4 В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»; С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
СЛАЙД 5 Создала информационный банк пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого и познавательного развития детей, развитие мелкой моторики рук. На начало года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, поставила главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Для реализации поставленной цели выделила для себя ряд основных задач:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей первой младшей группы :
2. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка;
3. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста;
4. Создать развивающую предметно-пространственную среду, интегрированную с разными образовательными областями, направленную на развитие мелкой моторики.
Темой самообразования на этот учебный год стала тема «Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр в рамках познавательно-речевого направления реализации ФГОС ДО в РППС группы»
СЛАЙД 6 В работе с родителями использую разнообразные формы взаимодействия по теме самообразования, такие как: индивидуальные беседы, консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы. Даю рекомендации родителям, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
Основная работа заключается конечно же в работе с детьми.
В начале года мною был разработан перспективный план пальчиковых игр для детей раннего возраста. Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их разделила на группы и определила назначение:
СЛАЙД 7 - Игры-манипуляции
СЛАЙД 8 - Сюжетно-пальчиковые упражнения
СЛАЙД 9 - Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
- Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга")
СЛАЙД 10 - Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
СЛАЙД 11 - Театра в руке
На первоначальном этапе работу проводила только индивидуально с ребенком, разглаживая ребёнку ладошки, по очереди сгибала пальчики и разгибала их, произнося при этом текст потешки.
СЛАЙД 12 Сейчас работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу подгруппой во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром, на прогулке и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Ими я пополнила развивающую среду группы, так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
СЛАЙД 13 Я заметила, что на развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами : мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, продевание колечек на веревочку; игры с карандашами, перебирание зерен, работа с тестом или с пластилином, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Он способствует овладению не только навыками мелкой моторики, а ещё развивает внимание, память, мышление, воображение, снимает тревожность, повышает работоспособность головного мозга. Малышам также интересно разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.
В начале года мы с детьми учимся играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаю потешками, песенками.
Потом я включаю пальчиковую гимнастику в режимные моменты дня:
СЛАЙД 14 1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
СЛАЙД 15 2. Во время утренней гимнастики.
СЛАЙД 16 3. На физкультминутках (три-четыре упражнения).
СЛАЙД 17 4. Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.
СЛАЙД 18 5. На прогулке
6. Во вторую половину дня, гимнастика пробуждения.
СЛАЙД 19 Так как развитие кисти руки и координации движений пальцев рук - задача, охватывающая многие сферы деятельности ребенка, а также и оформление этих игр в пространственной среде группы, я продолжу работу по этому направлению и в планах на ближайшее будущее ставлю перед собой ряд заданий:
1. Комплексная программа сенсорно-моторного развития, направленная на развитие ритма и мелкой моторики рук, которая создаст зону благоприятного развития всех сторон психики, моторики и речи ребенка.
2. Разработка семинар – практикума «Коррекционно – развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста».
Сейчас я собираю информацию и провожу активную подготовку к практикуму с родителями на тему: «Пальчиковая гимнастика для развития речи малышей», где хочу познакомить родителей с видами массажа для пальцев рук и разнообразными пальчиковыми играми, и упражнениями.
СЛАЙД 20 Закончить свой доклад из опыта работы хочу небольшим выводом, моим открытием, который стал моим основным двигателем в работе по данному направлению. «Для занятий пальчиковой гимнастикой нужно только наше желание – ведь для этих веселых и полезных игр не нужно ни специального места, ни каких-либо подручных средств, только наличие свободного времени и грамотное расположение игр в предметно-пространственной среде группы».
СЛАЙД 21