Вера Карабчук
Игры и пособия для развития интеллектуальных способностей и технического мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте у ребенка происходит активное развитие всех психических процессов: внимание, мышление, память, речь, воображение.
Основная задача дошкольного образования - это воспитать творческую личность, умеющую активно применять свои способности и знания в повседневной жизни.
Перед современными педагогами ставится цель: воспитать дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем интеллектуальных способностей, технического мышления, умеющего самостоятельно искать знания. Этому способствует игра – один из основных видов детской деятельности.
Публикация «Игры и пособия для развития интеллектуальных способностей и технического мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Использование развивающих игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития, а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии.
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
«Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, познавательных процессов» (Борис Павлович Никитин).
Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.
В основу развивающих игр положены три принципа обучения:
1. «От простого к сложному»
2. «Самостоятельно по способностям»
3. «Постепенность и систематичность»
Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей :
- развивающие игры дают пищу для ума с самого раннего возраста;
- задания – как ступеньки, они создают условия для развивающего обучения;
- поднимаясь, каждый раз самостоятельно, ребенок развивается успешно;
- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.
(Дальше перечень игр в презентации).
1. АВТОРСКИЕ ИГРЫ :
o Вячеслава Воскобовича,
o Палочки Джоржа Кюизенера
Для интенсивного развития пространственного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, конструкторских способностей, мелкой моторики применяются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича. В основном, это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. По словам В. В. Воскобовича: «Это - не просто игра, это-познавательная деятельность».
Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера». Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер.
«Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. «Счетные палочки Кюизенера» являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
В практике широко используется группа игр, развивающих интеллект дошкольников, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т. е. активно мыслить, - это головоломки. Головоломки могут быть:
• арифметическими (угадывание чисел);
• геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки);
• буквенными (изографы, ребусы, кроссворды).
Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 4 палочек сложить на столе два треугольника. Увлекательные ребусы для детей - это не только отличная гимнастика для развития интеллекта, но и хорошая возможность пополнить словарный запас детей. Кроссворды, обогащают знания об окружающем мире, учат правильному написанию слов.
Таким образом и грая, гораздо легче выучить, лучше узнать, а пассивное восприятие и усвоение информации не могут быть опорой прочных знаний.