татьяна илюхина
Игры и игровые упражнения для изучения лексической темы «Дикие животные и их детеныши» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Дикие животные и их детёныши"
Закреплять и расширять представления детей о диких животных; закрепить обобщающее понятие дикие животные и детёныши; познакомить с отличительными признаками; иметь представление о жизни диких животных весной (выход из нор, появление детёнышей, забота о них, воспитание); продолжать учить делать описательные рассказы о животных; формировать умение правильно строить предложения; активизироваьть умение согласовывать прилагательные с существительными; расширять словарный запас; воспитывать умение следить за звукопроизношением в своей речи.
Публикация «Игры и игровые упражнения для изучения лексической темы „Дикие животные и их детеныши“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Игры, дидактические пособия
- Животные. В мире животных
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
Словарь:
(лексический минимум)
существительные: зверь, детёныш, животное, медведь, волк, лиса, ёж, белка, заяц, медвежонок, волчонок, ежонок, зайчонок, лисёнок,бельчонок, дупло, берлога, нора,логово, в, на, под, когти, лапа, хвост, голова, пасть, уши, ноги, морда, шерсть, забота, воспитание.
прилагательные: пушистые, длинные, круглые, мягкая,рыжая
пушистая, вытянутая, коричневая, серый, (быстрый, голодный, меховой.
глагол: прыгает, прячется, защищается, линяет, запасает, спит, идёт, лежит, скачет, крадётся, рыщет, ловит, ест, бегает, ходит, прятаться.
наречия: громко, быстро, страшно, хитро.
Речь с движение
(импровизация движений в такт стихотворения)
"Мишка"
Мы потопаем, как мишка:
Топ-топ-топ-топ!
Мы похлопаем, как мишка:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Лапы вверх мы поднимаем,
На другие приседаем.
Тема:"Дикие животные и их детёныши"
Содержание занятия:
1 часть.
Беседа.
Педагог выставляет на доску картинки с дикими животными.
- Как их всех можно назвать одним словом? (Животные)
- Где живут эти животные? (В лесу)
-Почему? (Сами себе добывают пищу.)
- Как они называются по другому? (Звери)
2 часть.
Игровые технологии.
"Узнай зверя по описанию"
Дидактическая задача: закреплять умение узнавать и называть животных; развивать память, воображение, мышление, разговорную речь.
Материал: картинки с изображением животных.
Игровые действия : ребенок подбирает к прилагательным имена существительные.
Ход игры.
Детям предлагается назвать животное, которое иописывает педагог:
-Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь)
-Серый, злой, голодный. (Волк)
-Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса)
-Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка)
-Кто на своей голове лес носит? (Олень)
"Назови жилище"
Дидактическая задача: развивать внимание, мышление, память, разговорную речь. Закреплять знания о жилище животного.
Материал: картинки с изображение жилища животного.
Игровые действия : называние.
Ход игры.
На столе лежат картинки с изображенгием норы, логова, берлоги, дупла, куста. Дети ставят картинки к соответствующиму зверю и говорят: "Медведь живет в берлоге. Лиса живет в норе. "
"Кто у кого"
Дидактическая задача: закреплять умение узнавать и называть животных и их детенышей. Развивать память, воображение, мышление, разговорную речь.
Материал: картинки с изображением животных и их детенышей.
Игровые действия : называние.
Ход игры.
На доску выставляются картинки с изображением животных и их детенышей. Дети должны правильно расставить картинки.
Например: У лисы- лисенок, лисята.
У волка- волчонок, волчата.
"Кто меньше"
Дидактическая задача: закрепить знания детей о диких животных и их детенышах, о внешнем виде диких животных.
Материал: картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Игровые действия : называние.
Ход игры.
Воспитатель предлагает ответить детям на вопросы:
- "Кто меньше- медведь или медвежонок?"
- "Кто меньше- лиса или ежик?"
- "Кто меньше- ежонок или медвежонок?".
Дети отвечают и рассматривают картинки.
"Кто чем питается"
Дидактическая задача: закреплять знания детей о том, чем питаются животные. Развивать память, мышление, разговорную речь.
Материал: предметные картинки.
Игровые действия : называние.
Ход игры.
На доске картинки: морковка, капуста; орехи, грибы; малина, мёд; трава; куры, зайцы. Дети ставят картинки к соответствующиму зверю и говорят: "Белка любит орехи и грибы. Медведь любит малину и мёд. "
"Четвёртый лишний"
Дидактическая задача: Развивать умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Развивать речь, внимание, воспитывать внимательное отношение к установке педагога.
Материал: таблицы с изображением разных 4-х животных.
Игровые действия : дети должны знать названия и особенности внешнего вида животного; уметь обобщать понятия при выделении лишнего в таблице.
Ход игры.
Детям предлагается рассмотреть таблицу и ответить на вопросы. За правильный ответ играющий получает фишку.
- Как называются эти животные? Кто здесь лишний? Почему?
- Что общего у этих животных?
"Отгадай загадку и подбери отгадку"
Дидактическая задача: развивать внимание, мышление, память, разговорную речь.
Материал: таблицы с изображением животных.
Игровые действия : называние.
Ход игры.
Он в берлоге спит зимой Зимой белеький,
Под большущею сосной, А летом серенький.
А когда придёт весна, Никого не обижает,
Просыпается от сна. А всех сам боится. (Медведь) (Заяц)
Кто по ёлкам ловко скачет Рыжая птичница
И взлетает на дубы? В курятник пришла,
Кто в дупле орехи прячет, Всех кур перечла
Сушит на зиму грибы? И с собой унесла.
(Белка) (Лиса)
Кто зимой холодной Кто на своей голове
Бродит злой, голодный? Лес носит?
(Волк) (Олень)
"Волшебный мешочек"
Дидактическая задача: учить на ощупь определять животных по их ярким характерным признакам.
Материал: мешочек с игрушечными зверями.
Игровые действия : называние, определение.
Ход игры.
Детям объясняют, что в мешочке находятся лесные жители. А кто? Нужно отгадать. Дети на ощупь определяют животных, называют их.
Составление рассказа описания.
Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного, при этом привращаясь в этого животного.
Я- заяц. У меня длинные уши, чтобы хорошо слышать. Длинная мордочка, чтобы все запахи чуять. Зимой я белый, а летом серый, чтобы меня небыло видно. Хвост у меня короткий, чтобы не мешал бегать, а вот задние лапы длинные и сильные, чтобы далеко прыгать. Люблю я морковку и кору деревьев. На зиму я ничего не заготавливаю, у меня и норки- то нет. У зайчих весной появляются зайчата.
Вопросы к детям. Чем питается заяц? Есть ли у него норка?
Я- лиса. Летом у меня шерстка рыжая, а зимой она становится очень густой и теплой, но цвета не меняет. У меня есть пушистый хвост. Он как руль, помогает делать резкие повороты. Когда я гоняюсь за мышами, хвост заметает следы. Кончик у хвоста белый. Живу я в норе. Весной у лисицы появляются лисята.
Вопросы к детям. Где живёт лиса? Чем питается? Зачем лисе пушистый хвост?
Я- волк. Живу я в логове. Шерсть у меня серая. Я внешне похож на собаку. Волки живут стаями, чтобы легче было поймать оленя, зайца. Я умею выть. Так я сообщаю стае о найденной добыче или о приближении опасности. Ранней весной у волчихи появляются волчата.
Вопросы к детям. Где живут волки? На кого они охотятся? Зачем воет волк?
Я- медведь. Летом и зимой я бурый. Только зимой мех становится густым, чтобы тепло было спать в берлоге. Только у медведей зимой рождаются медвежата. Люблю ягоды, насекомых, муравьёв, корни и мёд.
Вопросы к детям. Где зимует медведь? Чем питается? Когда у медведиц появляются медвежата?
Я- белочка. Летом я рыжая, а зимой серая. Живу я в дупле дерева. У меня сильные задние лапы, чтобы легко можно было перепрыгивать с ветки на ветку. А пушистый хвост, как парашют, помогает держаться в воздухе и как руль помогает рулить. Весной у бельчихи появляются маленькие бельчата. Белка любит ягоды, грибы, орехи и заготавливает всё это на зиму.
Вопросы к детям. Где живёт белка? Зачем белке хвост? Чем она питается?
"Закончи предложение"
Дидактическая задача: расширить словарный запас, уточнение значения слов, игра способствует развитию мышления.
Материал: игра проводится устно.
Игровые действия : ребенок подбирает к существительным прилагательные.
Ход игры.
- Заяц зимой белый, а летом.
- У зайца хвост короткий, а уши.
- У зайца (белки) задние лапы длинные, а передние.
- Заяц пушистый, а ёж.
- Ёж спит днём, а охотиться.
- Ёж маленький, а медведь.
- Белка зимой серая, а летом.
- У белки хвост длинный, а у зайца.
- Белка живёт в дупле, а ёж в.
- У лисы шерсть мягкая, а у волка.
- Лиса живёт в норе, а волк.