марина байтищева
Игры и игровые приемы для развития саморегуляции
▼ Скачать + Заказать документы
Какой он современный дошкольник? Каким он будет, когда пойдет в школу? Эти и другие вопросы задают себе не только родители, но и мы педагоги. Да, в наш стремительный век дети, начиная с раннего возраста, все чаще уходят в виртуальную реальность, отдавая все свое время гаджетам. И такие важные умения как общение, взаимодействие со сверстником, игра все чаще уходят на второй план. Одной из программ, способных вернуть детей в игру со сверстником выступает программа ПРОДЕТЕЙ. Ее технологии направлены на развитие партнерских отношений, взаимопомощи, умения слушать и слышать друг друга, самостоятельно планировать и организовывать игру, собственными руками изготавливать для нее атрибуты.
Публикация «Игры и игровые приемы для развития саморегуляции» размещена в разделах
Одной из особенностей Программы является ее направленность на развитие произвольности как одного из главных новообразований дошкольного возраста и предпосылки успешного перехода к ведущей деятельности младшего школьного возраста – учебной деятельности. Произвольность не что иное, как умение владеть своим поведением, эмоциями, подчиняться определённым правилам. На развитие произвольного поведения оказывают влияние все виды детской деятельности, но ведущее место, по исследованиям ученых, принадлежит игре.
В игре происходит и развитие волевых качеств, таких как:
умение ограничивать свои желания, - преодолевать препятствия,
подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения,
в своих поступках следовать положительному примеру.
Организация игры строится на собственной активности детей, что делает обучение детей посредством игры процессом весьма интересным и обеспечивает школьную готовность на основании включения ребенка в ролевые игры, игры с правилами, продуктивные виды деятельности.
Центральное место при этом занимает, конечно, сюжетно – ролевая игра – королева игр.
Сюжетно-ролевая игра рассматривается в Программе в качестве основного контекста развития возрастных и индивидуальных способностей ребенка. Применяемый в Программе метод планирования игры способствует развитию у дошкольника, с одной стороны, игровой компетентности (придумывать сюжет, выбирать роли, договариваться с партнерами по игре и пр., с другой – развитию ключевых детских способностей (писать, читать, считать и пр., памяти, ответственности, инициативы, символической функции и многих других.
Организация сюжетно – ролевой игры в программе не носит спонтанный характер, она требует нужного планирования и правильного руководства игрой педагогом.
Поэтому сегодня я хочу предложить вашему вниманию несколько интересных игр и игровых приемов, которые я использую в своей работе. Хочу отметить, что эти игры на первый взгляд покажутся простыми, но исходя из опыта работы, могу отметить, что они легки в проведении, в подготовке могут участвовать сами дошкольники, и проводить эти простые игры самостоятельно.
Так же они решают ряд педагогических задач: умению работать в малых подгруппах, в парах, включатся в ролевую коммуникацию, а использование символического действия позволяет стимулировать их к использованию знаков и символов в качестве средств, регулирующих процесс овладения собственным поведением. Работая с играми в течении полугода, я поняла, что их можно использовать не только по отдельности, но и совмещая с технологиями и методиками программы.
Игра «А у меня, а у кого…»
Игра направлена на развитие речи и закрепление знаний об окружающем мире.
Описание игры :
Ведущий раздаёт карточки (в данном случае алфавит, дети играют на ковре сидя в кругу. Ведущий начинает игру со слов «А у меня стул (на обратной стороне картинка со шкафом, а у кого шкаф? Главное соблюдать порядок накладывания карточек. Карточки могут быть разные по лексическим темам, цифры и т. д.
Игра: «Парные коммуникации»
В данной игре дети учатся общаться в парах; учатся слушать, слышать, замечать, исправлять свои ошибки и ошибки собеседника. Игра позволяют включить «тихих», «скромных» детей.
Описание игры :
Педагог подготавливает карточки «Ухо» и «Рот» - дети в паре обмениваются новостями, затем меняются карточками. Для удобства используются песочные часы, которые помогают определиться во времени. «Глаз» и «Рука» - один ребёнок выполняет задания, а другой смотрит и проверяет, потом также меняются карточками.
Очень удобно и практично использовать парные коммуникации в технологии «Лаборатория историй». Педагог зачитывает любое произведение, а дети затем рассказывают его друг другу. Так они замечают ошибки пересказа и дополняют друг друга.
Игра «Замри»
Игра направлена на развитие внимания, повышения вовлечение детей в игру, развитию координаций. Материал: карточки с позами, запись танцевальной музыки.
Описание игры : дети танцуют пока играет музыка, как только музыка останавливается, дети показывают такую же позу, что и на карточке. Игру можно усложнить с использованием цветных карточек. Можно играть в группе, на прогулке, на физкультурных и музыкальных занятиях.
Игра «Стол заказов»
Материл: таблицы с названием и изображением по разным лексическим темам, ширма.
В данной игре дети учатся общаться в парах; учатся слушать, слышать, замечать, исправлять свои ошибки и ошибки собеседника.
Описание игры : в игре участвуют двое детей. Игра представляется как игра в магазин, имеются ли в продаже насекомые (в данном случае, затем усложняется с проговариванием звуков и в названии насекомых. Темы могут быть разные.
Игра «Расшифруй узор»
Материал: полоска бумаги, подготовка: составить узор, придумать правило, по которому этот узор можно перевести в движение.
Описание игры : воспитатель демонстрирует соответствие между символом и движением. Воспитатель показывает узор и дети выполняют движение.
Как сказал В. А. Сухомлинский «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Ведь игра для ребёнка – это прежде всего радость и эмоциональная включенность. Её необходимо поддерживать, развивать, обогащать, нередко и специально обучать.
Подводя итоги моей работы, можно сказать. Целенаправленная и регулярная работа по играм, методикам и технологиям программы с постепенным усложнением игр, позволяет поддержать интерес детей к игре, а также помогает добиться положительной динамики и повышением уровня форсированности творческих и интеллектуальных способностей у всех детей.
Литература:
1. ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Е. Г. Юдина, Е. В. Бодрова. – М. : Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. -13
2. ПРОдетей и не только (опыт освоения программы «ПРОдетей» в ДОУ) / авт. – сост. С. М. Оберемок, Д. С. Вощинин. – Новосибирск, 2020. – 198с.