Василя Туйгунова
Игры-головоломки как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Развитие связной речи является центральной задачей речевого
воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка.
Ребёнок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в лесу, на прогулке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может чётко сформулировать вопрос и ответить на него. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия. Развитие связной речи ребёнка – дошкольника происходит в процессе повседневной жизни и на занятиях. Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным языком, культурой
общения.
Значение развития связной речи многообразно.
Во-первых, качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению.
Кроме того, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждений, составление изложений и сочинений.
И наконец, без умения чётко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, невозможно полноценное общение, творчество и саморазвитие личности.
Имея практику работы с детьми дошкольного возраста, можно сказать, что развитие связной речи у детей до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, это обусловлено значимостью связной речи для социализации будущих школьников. Ведь развитие связной речи детей происходит постепенно и неразрывно связано с развитием творческой активности, воображения, мышления, деятельности и общения.
Остановимся на некоторых игровых приёмах, которые помогут развитию связной речи детей начиная с пяти лет. В основе работы – методика Т. А. Ткаченко по которой формируется навык описательного рассказа. Напомним, связная речь – это определённая последовательность слов и предложений, которые связаны между собой определёнными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами. Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую.
Работая с детьми с ТНР мы сталкиваемся с недостаточным уровнем развития связной речи, ограниченным запасом слов,бедным активным словарём, несформированностью грамматических категорий, нарушением внимания, памяти, мышления.
В процессе работы по лексическим темам, закрепляя речевой материал, обязательно предлагаем пройденную тему по связной речи, по пособию Т. А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи». Вместе с детьми рассуждаем, отвечаем на вопросы, составляем предложения. Развиваем память, внимание, воображение, мышление и фантазию детей. Отгадываем загадки, а при использовании загадок в образовательном процессе мы повышаем уровень развития связной речи у детей. Дети так же учатся правильно согласовывать прилагательные с существительными, существительные с глаголами, пользоваться предлогами.
Дети полным ответом отвечают на вопросы, а потом пересказывают рассказ. Но чтобы обогатить речь детей в своей работе мы стали использовать дополнительные инструменты, одним из которых является головоломки. Их необходимо сложить определенным образом для получения героя из наших рассказов. Мы обратили внимание, что головоломки способствует не только освоению развитию памяти, воображения, логического мышления, но и способствует развитию речи.
После того, как дети пересказали рассказ им предлагается собрать героя (фигуру) рассказа из деталей головоломки. Когда фигура собрана, продолжаем работу по закреплению лексического материала при помощи речевых игр. Например: «Назови ласково», «Сосчитай и называй», «Один и много»,«Угадай-ка»,«Чей хвост, чья морда?»и т д. Предлагаем детям отгадать загадки, которые они с удовольствием отгадывают или самим составить загадки о героях из
рассказа. И мы видим, как развиваются все мыслительные операции ребёнка, они получают радость от речевого творчества. Проговариваем весёлые, короткие стишки, скороговорки, чистоговорки о собранной фигуре, о герое рассказа. Дети стали постепенно увлекаться головоломками. Стали усидчивыми, внимательными. Составление рассказа с использованием
головоломок способствует не только развитию наглядно-образного мышления, воображения, внимания, восприятия, комбинаторных способностей, но и речи детей дошкольного возраста, так собирая головоломку ребенок свои действия сопровождает речевым высказыванием.
Дети с удовольствием научились говорить красиво и правильно. Посредством игры головоломок речевые задачи решаются положительно. Игра интересна детям, их увлекает результат, и процесс обучения становится успешным. Несмотря на разный уровень речевого развития, каждый ребёнок проявляет интерес творчества и появляется элемент фантазирования.
Приведём пример рассказа из нашей картотеки. Всего в картотеке 12 рассказов, для каждого есть сюжетная картинка (рис. 1, вопросы, загадки, чистоговорки, скороговорки про героя рассказа и подобрана схема для сборки головоломки «Танграм» (рис. 2).
«Щенок Бимка»
Убежал щенок Бимка из дома. Пролез под забором и оказался на поляне. Здесь ему попался ёжик. Тронул его Бимка лапой — колется. Вдруг Бимка увидел бабочку — пёструю, красивую, воздушную — и побежал за ней. Бежал, бежал и свалился в ручей. Запищал Бимка, завертелся на месте и выскочил на сушу. Тут слышит голос: «Бимка, Бимка! Где ты?» Это бежал и кричал Димочка, хозяин щенка. Мальчик поднял Бимку, погладил, посадил за пазуху и понёс домой.
Вопросы к рассказу
- Откуда убежал щенок?
- Как его звали?
- Как щенок оказался на поляне?
- Где он пролез?
- Кого щенок увидел на поляне?
- Какой был ёжик?
- Кто летал над поляной?
- Какая была бабочка? (3 определения)
- Почему щенок свалился в ручей?
- Почему щенок запищал?
- Куда он выскочил?
- Что Бимка услышал?
- Кто это был?
- Куда Димочка посадил щенка?
- Куда понёс?
На все вопросы, как обычно, ребёнок отвечает полным предложением.
Рис. 1. Иллюстративный материал к заданию «Щенок Бимка»
Упражнения
1. Уточнение понятий: за пазуху, отряхнулся, тронул.
2. Подбор нескольких определений к существительному.
- Какой Бимка? (маленький, смешной, беспомощный, слабый, шустрый, красивый и т. д.)
-Какой ёжик? (колючий, серый, маленький, остроносый, бесхвостый и т. д.)
-Какая поляна? бабочка?
-Какой Дима? ручей?
Загадки
Кто наш самый верный друг?
Сильно любит всех вокруг.
Пусть и лает-не кусает,
Просто весело играет. (Щенок)
***
На углу, у тротуара,
Рыжий, маленький комок.
Он скулит, промок, продрог.
Взяли мы его домой,
И теперь он будет мой.
Я ему в беде помог,
Станет другом мне….
***
Зубки как гвоздики,
Ротик розовый,
Короткие лапки,
Грызёт мои тапки! (Щенок)
Головоломка «Щенок»
Рис. 2. Варианты схемы для сборки головоломки «Танграм» к заданию «Щенок Бимка»
Чистоговорка
Ка-ка-ка- подарили мне щенка,
Ку-ку-ку-молоко даю щенку,
Ок-ок-ок- замечательный щенок,
Ик-ик-ик- я к нему уже привык.
Скороговорки
Два щенка, щека к щеке.
Щиплют щетку в уголке!
Жалобно щенок пищит,
Тащит он тяжёлый щит.
Наш щенок уже подрос,
Он сует повсюду нос!
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
В заключении отметим, что использование данных методов и приёмов способствует развитию познавательной и речевой активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников, учит совместным действиям, с помощью которых осуществляется творчество ребёнка и его рассказывание.
Литература
1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С- Петербург: Союз, 1999.
2. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – Москва:
Просвещение,1988.
3. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. – С- Петербург: Детство- пресс, 1999.
4. Гаврилова А. С., Шапина С. А., Ращупкина С. Ю. Логопедические игры для детей. – Москва: Лада, 2010.