Жаркова Наталия Николаевна
Игры-драматизации по сказкам. Приложение к проекту по развитию связной речи у детей 4–5 лет «По дорогам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры - драматизации по русским народным сказкам для детей 4-5 лет
«Жихарка»
Цель: Развивать у детей артистические способности, создать психологический комфорт. Умение понимать детей содержание сказки.
Задачи:
• Учить понимать содержание сказки, поведение героев;
• Учить передавать движения героев, их диалог;
Публикация «Игры-драматизации по сказкам, Приложение к проекту по развитию связной речи у детей 4–5 лет „По дорогам сказок“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
• Воспитывать интерес к игре.
Ход:
Воспитатель: Жили-были Кот и маленький мальчик Жихарка.
А почему Жихарка? Да потому что он был маленький да удаленький.
Кот и Жихарка прибирают избу.
Каждое утро Кот на охоту ходил.
(Кот берет ружье и уходит).
А Жихарка дома оставался обед готовить.
Как-то раз прослышала Лиса, что Жихарка один в доме остался.
И захотелось ей так Жихаркиного мясца попробовать!
(Появляется около избы лиса. Ходит вокруг, принюхивается).
Вот она и говорит:
Лиса: Жихарка, выйди ко мне, я тебя горошка дам!
Жихарка: Да некогда мне! Я обед готовлю. Скоро Кот придет.
Лиса: Жихарка! Да посмотри в окошко, там гости идут, песни поют.
(Группа детей исполняют русскую народную песню).
Воспитатель: Открыл Жихарка окно, чтобы посмотреть, а Лиса тут как тут.
Лиса: Ну, что! Обманула я тебя, Жихарка! Теперь я тебя съем. А ну, садись на лопату, я тебя в печке сварю!
(Жихарка пытается сесть на лопату, а у него ничего не получается).
Жихарка: Так ли я сел, Лиса?
Лиса: Да, что ты, не умеешь что ли?
Жихарка: Нет, не умею. Покажи, Лиса!
(Лиса показывает, как нужно правильно садиться на лопату, а Жихарка в это время закрывает печь).
Лиса: Ой, спасите, помогите!
Жихарка: Сиди, Лиса, варись, Лиса! Будешь маленьких обижать!
Лиса: Прости меня, Жихарка! Я больше так не буду!
Воспитатель: Ну, что, дети, простим лису?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вот вам и маленький да удаленький! Не зря же его Жихаркой зовут! И на радость всем общую пляску заведем.
В конце сказки звучит «Смоленский гусачок», все дети танцуют.
Воспитатель: Вот так по-доброму и закончилась наша сказка. Почему такой добрый конец у сказки?
Дети отвечают.
Воспитатель: Помогай другу везде,
Не оставляй его в беде.
Какие пословицы о дружбе вы знаете?
1-й ребенок: Старый друг лучше новых двух.
2-й ребенок: Человек без друзей, что дерево без корней.
3-й ребенок: Друзья познаются в беде.
4-й ребенок: Один за всех, все за одного.
5-й ребенок: Нет друга, так ищи, а найдешь, береги.
Воспитатель: Каким был Жихарка?
Дети отвечают.
Воспитатель: Послушайте новую пословицу о смелости, храбрости.
«Смелому человеку никакое дело не страшно»
Назовите свои пословицы о смелости.
1-й ребенок: Смелый в бою не дрогнет.
2-й ребенок: Смелость города берет.
3-й ребенок: Смелому победа идет на встречу.
Воспитатель: Почему вы думаете, что эта сказка русская народная? Какие характерные признаки есть в этой сказке?
Дети отвечают
Воспитатель: Какие русские народные сказки вы можете показать в нашей избе?
Дети отвечают.
Звучит русская народная мелодия, все прощаются, дети уходят.
«Гуси-лебеди»
Цель: Развивать у детей артистические способности, создать психологический комфорт. Умение понимать детей содержание сказки.
Задачи:
• Развивать речь, мышление, память.
• Последовательно выполнять события, координировать свои действия с действиями партнера,
• Воспроизводить образы через пластику тела, жесты, голос, мимику, ориентироваться на «сцене».
• Формировать интерес к театрализованным играм.
Ход:
Воспитатель: В одной небольшой деревеньке жила – была дружная семья: мама, папа, дочка Машенька и братец Иванушка. Недалеко, в лесу, жила Баба Яга и служили ей Гуси – лебеди.
Гуси- лебеди летят, всё узнать они хотят.
Высоко они летят! И на Ванечку глядят. (Гуси улетают. Ванечка машет им рукой)
Воспитатель: Улетели в облака…
К дому подойдем пока.
(Из домика выходят батюшка, матушка, Машенька, подходят к Ванечке)
Батюшка: Мы на ярмарку поедем
Вам подарки покупать!
Матушка: Вы друг друга берегите
Никуда не уходите.
Машенька: С Ваней стану я играть
Мы вас будем дома ждать.
(Батюшка и матушка садятся на лошадку, скачут и поют)
Эй, лошадка, нас в город вези!
Ты скорее, скорее иди.
Мы на ярмарку едем вдвоём
Мы подарки домой привезём. (Уезжают. Маша и Ваня машут им)
Подружки: Маша. Маша! Пойдём- ка играть! Песни петь, у березки плясать. (Убегают)
Маша: Милый братец мой, послушай: Поиграй один, Ванюша! Здесь на травке посиди
Никуда не уходи! (Убегает)
Воспитатель: И остался Ванюша один…
А Гуси - лебеди тут как тут…
(Гуси – лебеди берут Ваню и улетают)
… и унесли с собой…
А Маша в это время на лугу с подружками…
(Выходят дети в русских костюмах)
Хоровод «А я по лугу…»
Маша: Разошлись друзья, подружки
Побегу скорей к Ванюшке. (Ищет Ваню)
Ваня, Ваня, отзовись! Где ты, братик, покажись!
Воспитатель: Маша Ваню не нашла
По дорожке побрела.
Песня Маши:
По опушке реченька синяя течет.
По дорожке к реченьке Машенька идет.
Ты скажи мне реченька, братца как найти.
К батюшке и матушке с ним домой прийти.
Речка: Поешь моего киселька
Дорога твоя далека.
Присядь, отдохни, я скажу
Дорогу тебе покажу.
Гуси- лебеди Бабы Яги Братца Ванечку в лес унесли!
Маша: Некогда кисель мне пить
Надо братца воротить!
В лес к Яге должна бежать
Надо Ваню мне спасать!
(Бежит к Яблоньке)
Яблонька, голубушка Маше помоги!
Про гусей- лебедей Маше расскажи!
Яблонька: Съешь яблочко, Маша, моё.
Я знаю про горе твоё!
Ты яблочки с веток сорви
В дорогу с собой их возьми.
Маша: Яблочки я не сорву!
Их в дорогу не возьму. В лес к Яге должна бежать Надо Ваню мне спасать!
(Бежит к Печке)
Маша: Печка, голубушка, Маше помоги!
Про Гусей- лебедей Маше расскажи.
Печка: Печка, ух, стоит! Из печи дым валит.
А в печи, а в печи
Пироги горячи!
Ух, поднялись!
Ух, испеклись!
Маша: Пирожок не стану есть
Поважнее дело есть!
В лес к Яге должна бежать
Надо Ваню мне спасать! (Убегает)
Воспитатель: А Баба Яга в это время ждет Гусей – лебедей.
(Избушка Бабы Яги. Выходит Баба Яга)
Песня Бабы Яги:
1. У бабуси, у Ягуси
Нет подруг, и нет друзей.
И по этой по причине
Завела себе гусей.
Припев: А я Баба Яга, костяная нога
У-ух. полечу! У-ух, полечу!
Где же гуси? Где же гуси?
Как же грустно мне, бабусе.
Где Ванюшка, принесли?
Кыш! Пошли, пошли, пошли!
2. Ну-ка, Ваня, покажись!
Ну-ка, Ваня, покружись!
Здесь теперь ты будешь жить
Мне, Яге, будешь служить!
Можешь в шишки поиграть
Я устала, пойду спать! (Уходит)
Воспитатель: И ушла Яга на печь Ваня сел её стеречь.
Только страшно очень Ване
Мы об этом знаем с вами.
Он пошел в волшебный лес
Лес тот- чудо из чудес!
(Звучит музыки Леса).
Ваня: Машенька, Машенька! Ты меня найди!
Машенька, Машенька, ты меня спаси!
Не хочу в лесу я жить!
Не хочу Яге служить! (Выбегает Маша)
Маша: Я спасу тебя, Ванюша!
Только ты меня послушай:
Надо быстро нам бежать
Может нас Яга догнать!
(Маша и Ваня бегут к Речке)
- Спрячь нас, голубушка Речка!
Речка: Пожалуйста!
(Бегут к Яблоньке)
- Спрячь нас, голубушка Яблонька!
Яблонька: Пожалуйста! (Бегут к Печке)
- Спрячь нас, голубушка Печка!
Печка: Пожалуйста!
(Гуси подлетают к Печке)
Печка: Пых. (Гуси улетают)
Маша с Вайей выходят из- за Печки:
- Спасибо! (бегут домой)
Воспитатель: Только прибежали Ваня и Маша домой, а тут батюшка с матушкой приехали…
(На сцене изба. Приезжают батюшка с матушкой)
Батюшка: Эй. лошадка, домой нас вези!
Ты скорее, скорее иди!
Мы на ярмарке были вдвоём
Мы подарки детишкам везём!
Воспитатель: Обрадовались Ваня с Машей.
(Ваня и Маша обнимают батюшку и матушку…
Все выходят вперед, выстраиваются/)
Воспитатель: Мы вам сказку рассказали и порадовали вас!
Все: Сказка ложь, да в ней намек Добрым молодцам урок!
«Кот, петух и лиса»
Цель: Развитие речи детей через драматизацию игр, сказку, умение соотносить движения с речью. Учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей. Воспитание чувства сопереживания. Ход:
Сказочница : Жили – были Кот да Петух. (из домика выходит Кот, мурлычет, в окошке сидит Петушок, кукарекает). Кот на работу ходил, а Петушок по дому хозяйничал.
Кот: Петушок, ты дома сиди, никому дверь не открывай! В окошко не выглядывай, а придет лиса и унесет тебя! А я в лес пойду, да малины наберу. (берет корзину и поет песенку).
Песня «По малину в сад пойдем»
По малину в сад пойду, в сад пойду, в сад пойду.
И малины наберу, наберу, наберу.
Солнышко во дворе, а в саду тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка-малинка.
Сказочница : Ушел Котик в лес за малиной, а Петушок в доме прибрал и у окошка задремал.
А в это время. (из-за куста выходит лиса).
Ходит по лесу лиса, щурит, рыжая, глаза:
Всюду рыжая лисица ищет, чем же поживиться.
Лиса: (обегает кусты и прячется, выглядывает, говорит)
- Вижу Петушка в окошке, ох как хочется поесть! (гладит себя по животу).
Тихонько к Пете подойду, про дела его спрошу (подкрадывается).
- Здравствуй, Петенька! Пусти меня отдохнуть, с тобой рядышком посидеть. Ножки у меня очень устали.
Сказочница : А сама то Лиса думает…
Лиса: (поворачивается к детям)
- Я, Лисичка, хвостик рыжий, сяду к Петеньке поближе.
Я на Петю посмотрю и его перехитрю.
Сказочница : Села рядышком с Петушком. Только он отвернулся, а плутовка его- хвать! Потащила Лисица бедняжку к себе в домик. А Петушок как закричит!
Петушок: Несет меня Лиса, за темные леса. За высокие горы. За глубокие реки. Котик, братец, выручи меня!
Сказочница : Услыхал Котик зов Петушка и поспешил к нему на помощь. (Кот отбирает Петушка, Лиса убегает к себе в дом, а они идут к себе).
Кот: Петя – петушок, говорил я тебе, не слушай Лису, а то она тебя съест. Я сейчас за дровами схожу в лес, а ты тесто заведи, будем пироги с малиной печь.
Петушок: Хорошо, Котик, быстрее в лес иди, да дров наруби, чтобы печь истопить и пирогов напечь.
Сказочница : Взял топор Котик и в лес пошел. Давайте и мы поможем дрова Котику распилить и наколоть. Ритмические упражнения
Загудела пила, зажужжала, как пчела,
Лопнула и встала – начинай сначала.
Сказочница : А Петушок Котика поджидает дома. (появляется лиса)
Лиса: Для Лисы преграды нет, если ждет ее обед.
Сказочница : Лиса опять к домику подкралась и опять придумала, как Петушка обмануть.
Лиса: Петушок, Петушок, подари мне гребешок.
Ну пожалуйста, прошу, я кудряшки расчешу.
Сказочница : Только Петушок высунулся из окошка, Лиса его схватила и побежала к своему домику.
Петушок: Котик-братец, выручи меня!
Сказочница : Услыхал от Петушка, бросил пилу и помчался е го выручать. Ребята, давайте и мы похлопаем, чтобы Лису испугать!
(дети топают, Кот отбирает у Лисы Петуха, и они возвращаются домой).
Петушок: Ты, Котик, отдохни и немножечко поспи. (Кот разваливается около домика, дремлет)
Сказочница : Петушок перышки чистил и стал Котика будить.
Петушок: Хватит, Котенька - Коток, хмурить хитрый свой глазок. Не пора ли, лежебока, поработать хоть часок!
Кот: Я немножко отдохнул, на рыбалку я пойду, немного рыбки наловлю.
Озеро находится далеко. Если Лиса снова придет, не выглядывай в окно!
Петушок: Буду я теперь умней, не открою Лисе я дверь!
Сказочница : Взял Кот удочку, ведро и пошел к озеру. А Петушок в доме все прибрал и стал спать укладываться. Но коварная Лиса вновь встала под окном и запела сладки голоском.
Лиса: (поет)
- Петушок, Петушок, золотой гребешок, Выгляни в окошко, дам тебе горошка.
Сказочница : Петушок горошек очень любил клевать. Не удержался он, выглянул в окошко. Лиса схватила Петушка и унесла к себе домой. Как ни кричал Петушок, как ни звал друга, не услышал его Котик. Очень далеко было озеро…. Вот вернулся Кот домой. Подошел к домику, стал звать и искать Петушка. (Кот зовет Петушка и спрашивает у детей, дети рассказывают).
Кот: Ух, коварная Лиса, унесла Петушка
Гусли я свои возьму, в гости я к Лисе пойду.
Надо друга выручать. Из беды его спасать! (берет гусли и уходит)
Сказочница : Лисе любопытно стало, кто же ей под окном играет, на улицу вышла и танцевать начала. До того плясала, что совсем устала. Стала Котика просить, чтобы перестал играть (Лиса падает в изнеможении).
Лиса: Не буду больше Петушка я обижать, буду с вами я дружить.
Сказочница : Котик взял Петушка и отправились они к себе домой. Стали жить, да поживать, да добра наживать! Вот и сказочке конец. А кто слушал – МОЛОДЕЦ!
«Волк и лиса»
Цель: формировать умение драматизировать сказку, вызвать интерес к игре.
Задачи:
• Развитие речи детей через драматизацию сказку,
• Развивать умение соотносить движения с речью.
• Учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей.
• Воспитывать чувство сопереживания.
Ход:
Воспитатель: Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:
Дед: Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой.
Воспитатель: Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая.
Дед: Вот будет подарок жене, — сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.
Воспитатель: А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Выбросила всю рыбку, и сама ушла.
Дед: Ну, старуха, — говорит дед, — какой воротник привез я тебе на шубу!
Баба: Где?
Дед: Там, на возу, — и рыба и воротник.
Воспитатель: Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы — и начала ругать мужа:
Баба: Ах ты! Такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать!
Воспитатель: Тут дед смекнул, что лисичка то, была не мертвая. Погоревал, погоревал, да делать-то нечего.
А лисичка собрала всю разбросанную рыбу в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней серый волк:
Волк: Здравствуй, сестрица!
Лиса: Здравствуй, братец!
Волк: Дай мне рыбки!
Лиса: Налови сам, да и кушай.
Волк: Я не умею.
Лиса: Эка, ведь я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри сиди подольше, а то не наловишь.
Воспитатель: Волк и пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и приговаривает:
— Ловись, рыбка, и мала и велика!
— Ловись, рыбка, и мала и велика!
Воспитатель: Вслед за ним и лиса явилась: ходит около волка да причитывает:
Лиса: Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
Волк: Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?
Лиса: То я тебе помогаю.
Воспитатель: А сама плутовка поминутно твердит:
Лиса: Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
Воспитатель: Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться; не тут-то было!
«Эка, сколько рыбы привалило — и не вытащишь!» — думает он.
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:
Бабы: Волк, волк! Бейте его! Бейте его!
Воспитатель: Прибежали и начали колотить волка — кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
Волк: «Хорошо же, — думает, — уж я тебе отплачу, сестрица!»
Воспитатель: Тем временем, пока волк отдувался своими боками, лисичка-сестричка захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:
Волк: Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!
Лиса: Эх, волчику-братику! — говорит лисичка-сестричка. — У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили: я насилу плетусь.
— И то правда, — говорит волк, — где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он её и повёз.
Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
Лиса: Битый небитого везёт,
Битый небитого везёт!
Волк: Что ты, сестрица, говоришь?
Лиса: Я, братец, говорю: «Битый битого везёт».
Волк: Так, сестрица, так!