Татьяна Загорулько
Игры для развития речи детей
▼ Скачать +Заказ
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. Но речь не является врождённой функцией. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием. Гораздо успешнее это сделать в игре. Использование речевых логопедических игр и упражнений, способствует оптимизации обучения, выработке правильного произношения, формирует у ребенка потребность в овладении речью и является эффективным средством подготовки детей к обучению грамоте.
Публикация «Игры для развития речи детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Большинство родителей не придают должного значения детским играм, их считают второстепенным занятием. Но именно во время игр у ребенка формируются важные знания и умения, также игры являются неотъемлемой частью развития речи детей.
В процессе развития речи ребенка взрослые должны принимать активное участие. Только с помощью взрослых пополняется словарный запас, формируется грамматический строй речи, развивается связная речь.
Предлагаем вам различные виды игр, способствующие речевому развитию.
Настольно-печатные игры. «Обобщение», «Найди по цвету», «Найди по контуру», «Чей хвост» и т. д. Во время игры ребенок должен комментировать свои действия, объяснять своё решение и выбор.
Также можно играть в словесные игры. Для них не требуется специально отведенного места в эти игры можно играть на прогулке, по дороге в детский сад или домой, даже если мама прилегла отдохнуть, то можно играть и лежа на диване.
Игра «Расскажи о друге»
Цель: научить описывать человека, определять части тела. Подбирать слава-признаки, Расширять глагольный словарь.
Взрослый просит рассказать о друге. Как его зовут? Ребенок должен называть имя и фамилию. Какой он? Уделять внимание не только внешнему виду, но и человеческим качествам. Что он умеет делать? Во что ты с ним любишь играть? И т. д.
По этому принципу можно составлять рассказ о любом человеке: о бабушке, о папе, о. сказочных героях. Только правильно подбирать вопросы, они должны быть простыми.
Игра «Что я вижу?»
Цель научить описывать предметы. Подбирать прилагательные, глаголы. Составлять описательный рассказ-загадку.
Желательно играть по очереди, ребенок взрослый. Первый игрок говорит: «Я вижу…». И начинает описывать предмет в поле зрения. Второй игрок должен угадать, что загадано.
Можно усложнять игру и загадывать любой предмет, но обязательно обговорить с ребенком лексическую тему.
Игра «Что произошло дальше?»
Цель: развивать творческие способности. Учить составлять рассказы, соблюдая структуру и логику высказывания.
Взрослый начинает рассказывать любую историю, событие, сказку, а ребенок должен ее закончить. Можно составлять совместный рассказ. Поочередно рассказывать по одной две фразы.
Игра «А где-то тут ошибка!»
Цель: учить находить несоответствия во фразах.
Ребенок должен объяснить, что неправильно в данном предложении.
Зимой на клумбе распустились васильки.
После грибов идут дожди.
Ваня клюшкой играет в теннис. И т. д.
Игра «Слова-признаки»
Цель, Учить согласовывать прилагательное и существительное. Расширять словарь прилагательных.
Взрослый ребенку называет слово и задает вопросы (какой? Какая? Какое)
Вода какая? – теплая, прозрачная.
Стол какой? – деревянный, обеденный.
Игры на развития памяти и внимания.
Игра «запомни слова»
Цель: развитие памяти, внимания. Расширение активного словаря.
Взрослый предлагает ребенку запомнит пять слов, желательно не связанные тематически. Ребенок должен их назвать. Есть варианты усложнения:
- Добавлять раз в два три дня по одному слову (не больше 10)
- Повтор в заданном порядке.
- запомнить пять слов, затем одно заменить. Ребенок должен назвать, какое слово заменили.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: развитие внимания, памяти, тактильного восприятия
Предложить ребенку рассмотреть несколько предметов. Например, игрушки или овощи и т. д. Затем все эти предметы складываются в мешочек. Взрослый просит ребенка достать один предмет. И ребенок наощупь достает нужный предмет.
Игра «Прогулка в картинках»
Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.
Во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.
На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.
Разрезанные картинки
Цель: развить зрительную память, восприятие.
Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая - разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календари, открытки.
Предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
Игра «Какой игрушки не хватает?»
Цель: развить зрительную память и внимание детей.
Поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?"
Игру можно усложнить:
• увеличить количество игрушек;
• ничего не убирать, только менять игрушки местами.
Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака.
Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек.
В последние годы использование компьютерных игр для обучения и развития детей становится все более популярным. Игры, разработанные именно для детей, могут быть полезны для их развития, позволяют реальным образом усваивать и использовать информацию. На просторах интернета также можно найти множество игр, способствующих развитию различных сторон речи. Однако имеет смысл проверять их, прежде чем дети начнут играть, так же стоит помнить, что обязательными условиями являются:
- играть только в присутствии родителей;
- ограничение времени до 20 мин. в день;
- включать функцию «родительский контроль»;
- использовать игры, соответствующие возрасту вашего ребенка.
Мы предлагаем примеры таких игр:
«Расскажи сказку» https://learningapps.org/display?v=p8bhaop6n24
«Когда это бывает» https://learningapps.org/display?v=pphgyz6rk24
«Овощи и фрукты» https://learningapps.org/display?v=pznf629u321
«Дифференциация звуков [Ч] [Т’]» https://learningapps.org/display?v=pwxnrm4ec22