Ольга Ильина
Игры для развития речевого дыхания в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТОТЕКА ИГР
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Предисловие.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Публикация «Игры для развития речевого дыхания в первой младшей группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Перечисленные ниже игры и упражнения объединены в соответствии с лексическими темами и помогут научить ребенка младшего и среднего возраста плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
Тема: «Игрушки».
Игра: «Определи место игрушки»
Цель: Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую
фразу. Оборудование: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.
Описание игры. Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, он спрашивает у него: "Между какими игрушками стоит пирамида?" Ребенок должен дать полный ответ: "Пирамида стоит между машиной и мячом". После двух-трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.
Методические указания. Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить как одно длинное слово. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: "Мяч лежит между куклой и мишкой". Правильно ответивший получает фант. Затем определяется победитель.
Тема: «Осень»
Игра «Осенний лес»
Цель: развитие физиологического дыхания.
Описание игры : Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза под счет «раз», «два», «три», выдох ртом.
Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у». (Тихо). Листочки едва шевелятся.
Подул сильный ветер: «У-у-у» (Громко).
Заблудились мы в лесу,
Закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо)
Осенние листочки на веточках висят.
Осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и»
Игра: «Кто дольше сможет подуть на листики?»
Цель: развитие физиологического дыхания.
Описание игры : У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать, как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.
Тема «Ягоды, грибы»
Игра «В лес по ягоды» :
Описание игры : Маша вместе с родителями и подругой Олей пошла в лес за ягодами и грибами. Идут они по лесу, перекликаются:
(сложить руки в виде рупора, сделать незаметный вдох, на выдохе громко, протяжно, с четкой интонацией произносить фразы)
- Ау – у - у, папа! (высоким голосом) – кричит Маша.
- Ау – у – у, Маша! (с понижением голоса) – откликается папа.
- Ау – у – у, мама! (высоким голосом) – кричит Маша.
- Ау – у – у, Маша! (голосом средней высоты) – кричит мама.
Маша зашла далеко в лес и громко закричала:
- Ау – у – у, мама!
А в ответ раздается тихо:
- Ау – у – у, Маша!
Тема: «Овощи»
Игра «На грядке»
Цель: развитие физиологического дыхания.
Описание игры : Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как большая тыква (под счет до «трех») Выдох - живот втянуть (похож на ямочку).
Игра «Разговоры овощей»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса.
Описание игры : Произносить слоговые сочетания от имени помидора (хвастливо) и огурца (обиженно). Помидор хвастается перед огурцом тем, что он красный, красивый: «ПА-ПУ, ПЫ-ПА!» Огурец: «ПЫ-БЫ, ПО-БО» Кабачок говорит баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «ТО-ТЫ-ТУ»
Произносить «Ох! Ах! Ух!» Шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.
Игра «Узнай овощ».
Положить на тарелку кусочки знакомых детям овощей. Каждому ребенку предлагается завязать глаза платком и узнать овощи по запаху. Сделать медленный плавный вдох носом, выдох – ртом. Далее можно усложнить задание, попросив ребенка произнести название овоща на выдохе.
Сделать вдох, на выдохе громко, четко, не торопясь называть овощи: «Картошка, капуста, свекла – это овощи».
Тема: «Дом»
Игра «Строим дом»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса.
Описание игры : Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т, д-д-д», а затем слоги: та - да-та-да, ты-ды-ты-ды, ук-тук-тук-тук».
Тема: «Фрукты»
Игра «Сбор урожая»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса.
Описание игры : Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоко в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «ФА-ФО, ФЫ-ФУ.»
Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: Ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
Игра: «Приятный запах»
Описание игры : У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко).
Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д.
Упражнение «Подуй на листок».
Педагог раздает детям изображения листочков с фруктовых деревьев, сделанных из папирусной бумаги, и предлагает сделать плавный бесшумный вдох и подуть на фруктовые листочки.
Тема: «Одежда»
Игра «Шитьё одежды»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса.
Описание игры : Шьё м одежду и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю.»
Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот, Произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой-!», а затем предложения: «Ой-ой-ой-ой-ой, болит пальчик мой! Уй-уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!
Тема: «Бытовая техника»
Игра «Шум на кухне»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса.
Описание игры : Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины «Дж-дж-дж-дж-дж. Дз-дз-дз-дз-дз.» Разговор холодильника с миксером: «Хла-хло-хлу. Вжи-вжа-вже»
Тема: «Человек»
Игра «Моя семья»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса.
Описание игры : Братик плачет. Произносить звук (а) (громко,тихо. шепотом)
Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а-а-а»
Малыш учится говорить. Произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пяпе, би-бя-бю»
Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у-у!» (Громко)
Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у-у» (Тихо)
Игра: «Весёлая песенка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов (ЛЯ-ЛЯ.)
Оборудование: кукла или матрешка.
Описание игры : игры : предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
Игра: «Кто кого»
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.
Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки: а, о, у, и, э.
Тема: «Птицы»
Игра «Птицы поют»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса.
Описание игры : Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить». Снегирь: «Фью-фью-фью» Осоед: «Кине-е-кине-е». Перепелятник: «Кик-кик-кик». Коростель: «Крек-крек-крек» Чайка: «Га-ак-аг-аг», гре, гри». Произнести названия четырёх-пяти птиц на одном выдохе. Например: сова,снегирь, синица, чиж.
Игра: «Ворона»
Описание игры : Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!»
Игра «Птицы улетают»
Описание игры : подуть на изображения птиц, сделанных из бумаги прикрепленных ниткой к полоске картона.
- детям предлагается сделать вдох, произнести фразу на одном выдохе с постепенным увеличением количества слов:
Птицы. Птицы летят. Птицы летят на юг.
Тема: «Посуда»
Игра «Чаепитие»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса.
Описание игры : Дуем на горячий чай. Вытянуть губы «трубочкой» (вдох, подуть на горячий чай (выдох). Вытянуть губы узкой «воронкой» (выдох). Пыхтящий чайник: произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»
Игра «Блюдца»
Описание игры : сделать полный вдох, затем на одном выдохе произнести «Динь-динь» далее наращивать количество слов на выдохе «Динь – динь – динь …»
Тема: «Домашние животные»
Игра «Отгадай, кто кричит?»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса.
Описание игры : Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте. Корова: «Му, молока кому?» (Громко, низким голосом) Телё нок: «Му» (Тихо, высоким голосом) Кошка: «Мяу-мяу-мяу» (Громко, низким голосом) Котенок: «Мяу-мяу-мяу» (тихо высоким голосом) Разговор теленка и Котенка: «Мле-мли-мля. Мяу-мяу-мяу. Пли-пля-пле»
Тема: «Домашние птицы»
Игра «Птичьи голоса»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса.
Описание игры : произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко». Цыплята: «Пи-пи». Курица: «Куд - кудах, снеслась в кустах». Утка: «Кря-кря-кря, где здесь вода?»
Игра «Птицы»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса.
Описание игры :
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Тема: «Зима»
Игра «Зимняя вьюга»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса.
Описание игры : Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой-ягой. Воет вьюга: «З-з-з» (С усилением звука) Застонал лес от вьюги: «М-м-м» (Тихо высоким голосом) Тяжело стонут дубы «М-м» (Громко низким голосом) Стонут березы: «М-м» (Тихо высоким голосом) Шумят ели: «Ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с».
Игра: «Соревнование лыжников».
Цель: развитие физиологического дыхания.
Описание игры : фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (скользит по столу)
Тема «Новый год».