Ольга Юданова
Картотека игр для развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
фонематического слуха
Поймай рыбку
Цель. Активизация словарного запаса, автоматизация звуков в словах, определение места звука в слове.
Оборудование. Металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру, коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.
Публикация «Картотека игр для развития фонематического слуха» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р, его место в слове (в начале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Кто больше?
Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Описание игры. Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают люди на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.
Кто внимательнее?
Цель. Активизация словаря, определение звука в ряде слов.
Оборудование. Картинки на определенный звук.
Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с. Педагог: «Правильно, все эти слова начинались со звука с. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.
Кто больше слов придумает?
Цель. Активизация словаря, подбор слов с заданным звуком
Оборудование. Мяч, фанты.
Описание игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук.
Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.
Отстукивание слогов
Цель. Обучение слоговому анализу слов.
Оборудование. Барабан, бубен.
Описание игры. Дети садятся вряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.
«Телевизор»
Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности детей.
Описание игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал (и) слово, экран телевизора открывается.
Например: месяц – спрятанное слово.
Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.
«Рассели животных»
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.
Описание игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.
Например: домики с буквами ц и ш.
Картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.
«Цепочка слов»
Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, отрабатывать навыки звукового анализа слов.
Описаниеигры. Ложится картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т. д.
«Собери цветок»
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у детей.
Описание игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква или символ буквы (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ребёнок должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].
«Незнайка с кармашком»
Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание.
Описание игры. I вариант. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)
II вариант В кармашек вставляется звуковая схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.
«Собери букет»
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р] – [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.
Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую – со звуком [р]». (Розовая – [р], голубая – [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т. д. Дети расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.