Михайловская Анастасия Владимировна
Игры на одновременную автоматизацию звуков и развитие высших психических функций у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
После постановки логопедом какого-либо звука важно закрепить его правильное произношения. Добиться этого можно в игре, игровых упражнениях.
Это позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
-расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В ней ребенок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.
Ниже приведены примеры игр и игровых упражнений, позволяющих не только закрепить поставленные звуки, но и одновременно развивать высшие психические функции (восприятие, память, внимание, мышление). В конце каждый игры можно спрашивать ребенка: Какие слова (слоги) ты произносил? Таким образом идет развитие слухоречевой памяти.
“Помоги Рексу”
Цель: закрепить правильное произношение звука [р] изолированно, развивать зрительное внимание
Оборудование: лист с собакой и извилистой дорогой до конуры
Инструкция: Помоги Рексу добраться до своей конуры. Веди пальцем по дорожке и произноси звук [р].
В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути.
Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода, который плывет до пристани; для [з] - комарика, который летит до листка; для [ж] - жука, который летит до цветка и т. д.
“Построим дом”
Цель: закрепить поставленный звук в слогах, развивать зрительно-пространственную ориентировку
Оборудование: конструктор
Инструкция: Давай построим дом для Стёпы. Бери деталь конструктора, повторяй за мной слог и строй дом.
Слоги (например, для звука [с]): са,со, су, сы, сэ, ас, ос, ус, ыс и т. д.
Дом можно построить для любого героя, в чьем имени есть поставленный звук.
“Собираем игрушки”
Цель: закрепить поставленный звук в середине слова, развитие слухоречевой памяти
Оборудование: игрушки, коробка
Инструкция: Давай собирать игрушки. Я скажу, какие игрушки нужно взять. Ты их положишь в коробку и назовешь. Слушай: машинка, мишка, мышка и т. д.
Слова (например, для автоматизации звука [ш]): лошадка, шарик, Петрушка, мишка, мышка, машинка и др.
Такое игровое упражнение можно использовать для закрепления любых звуков в слогах, словах.
“Кто больше?”
Цель: закрепить поставленный звук во фразе, развитие зрительно-пространственной ориентировки
Оборудование: любой счетный материал (палочки, фишки, квадратики и. д).
Инструкция: Давай соревноваться: кто больше и правильно произнесет фраз со звуком (например [р]). Кто правильно произнесет, получит фишку. У кого в конце будет больше фишек, победит. Потом из фишек (палочек) построишь фигурку по картинке.
“Шел я, шел…”
Цель: автоматизировать звук [ш] во фразе, развивать зрительное внимание
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть звук [ш], игральный кубик, фишка.
Можно играть двум и более детям, кто закрепляет в речи один и тот же звук.
На столе раскладываются картинки, в названии которых есть звук [ш]. Ребенок кидает кубик, смотрит на выпавшее на нем число и передвигает свою фишку на соответствующее количество картинок, четко произнеся название каждой из них. Если фишка останавливается, например, на картинке “мишка”, ребенок говорит “Шел я,шел, мишку нашел”. Затем в игру вступает следующий ребенок.
Инструкция: Давайте отправимся в путешествие. Кидай кубик. Сколько точек выпало? Двигай фишку на 3 картинки вперед. Называй их. На чем остановился? Давай скажем: “Шел я,шел, мишку нашел” (далее со следующим ребенком).
Таким образом, с помощью разнообразных игр автоматизация звуков будет происходить более увлекательно, повышается познавательная активность и работоспособность детей, происходит развитие высших психических функций.