Елена Малышева
Игры для обучения ребенка правильному пониманию и использованию вопросительных конструкций в речи
▼ Скачать + Заказать документы
Вид изучаемого вопроса : кто, что, где?
Предложения по отработке понимания и применения вопросительной конструкции предложения :
1. Ходим по комнате с ребенком, берем его рукой предметы и спрашиваем «кто это?» (поясняя, что объект живой) или «что это?» (неживой). Позднее, когда урок будет усвоен, уточняем «где это (лежит?». Тут же проверяем механизм «обратной связи» : поменяйтесь местами, теперь вы будете учеником. Пусть вас ребенок спросит, задавая вам вопросы относительно только что изученных с вами предметов, а вы — отвечайте.
Темочки:
2. Возьмите проволоку, пластилин (или геометрические фигурки для аппликации) и изобретайте с их помощью различные предметы. Сначала просите ребенка угадать, что у вас получилось (что это); а когда малыш втянется в игру, сами отвечайте.
3. По такому же принципу организуйте работу с ящичками: последовательно ребенок достает предметы и отвечает на ваш вопрос «что это?». Позднее — складывайте различные предметы в последовательно разложенные емкости, лишь некоторые названия которых ребенку известны (в банку, коробку, стакан, под платок или сжимайте в ладошке). Теперь вопросы «что это?» и «где это?» задает ребенок. Если малыш не хочет играть в учителя, купите в магазине много разных мелких игрушек. Скажите, что у вас есть для ребёнка подарки, но отдадите вы их, если малыш угадает, что это. Угадывать нужно, задавая вам вопросы. Нарочно купите такие вещи, названия которых малыш не знает, а значит, ему придется спросить у вас, и что это, и уточнить, где это находится, чтобы найти подарок.
4. Постепенно усложняйте задания, пусть малыш спросит вас, где вы купили игрушки, т. е. использует в вопросе прошедшее время.
Всегда начинайте занятие с того, что сами будете задавать однотипные вопросы, и помогайте ответить, чтобы ребенок уяснил смысл ваших вопросов, потом просите задавать аналогичные вопросы вам, отвечайте на них сами, пускай малыш насладится ролью лидера. К каждому последующему этапу в занятиях переходите, только отточив мастерство предыдущих этапов. В частности, к работе с ящичками необходимо приступать, если малыш уже заинтересовался игрой в вопросы на практике. Чтобы это быстрее произошло, монотонность процедуры узнавания можно разбавить маленькой неожиданностью. Например, забросьте угаданную конфету на шкаф и спросите — «а теперь где?» А потом предложите ее съесть и опять повторите вопрос— «где?» (в животике). Фантазируйте!