Макарова Карина
Игры для формирования правильного звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ)
Тишина
Цель. Автоматизация звука ш.
Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети — у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ)
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Тише, тише: Маша пишет!
Цель. Автоматизация звука ш в предложениях.
Описание игры. Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя дается любому выбранному ребенку) и тихо говорят: «Тише, тише: Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет». После этих слов дети бегут в домик (отведенное педагогом место, а тот, кого Маша осалит, должен придумать и сказать слово со звуком ш. Потом выбирают новую Машу (или Мишу).
Примечание. Педагогу нужно следить за тем, чтобы дети говорили неторопливо, четко, вполголоса. Если ребенок затрудняется придумать слово со звуком ш, ему помогают дети или педагог, задав наводящий вопрос («Что ты надеваешь на голову, когда идешь гулять?»).
Машей или Мишей выбираются самые ловкие дети.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ)
Лес шумит
Цель. Автоматизация звука ш.
Описание игры. Педагог вспоминает с детьми, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш.
Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш-ш-ш.
Вариант. Педагог расставляет детей-«деревья» так, чтобы они могли свободно двигать руками. На слова «шуми ветерок» дети разводят руки в стороны и равномерно машут ими, одновременно произнося ш-ш-ш. Если воспитательница скажет: «Ветер веет», дети подражают шелесту ветра звуками ф-ф-ф-ф и еще быстрее машут руками.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ)
Поезд
Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах.
Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» ( замедленно: ш, ш, ш — выпустил пар). Затем дается звонок, свисток — и движение возобновляется.
Примечание. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру — дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу – (быстро, товарный — шшшу-шшшу (медленно).
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ)
Маленькие ножки бежали по дорожке
Цель. Автоматизация звука ш в связном тексте.
Описание игры. Дети строятся в колонну. Педагог предлагает всем показать свои ноги. Дети поднимают их. Педагог говорит, что ножки у них маленькие, но бегают быстро. Дети бегут и приговаривают:
Маленькие ножки бежали по дорожке,
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Затем воспитатель говорит, что у медведя ноги большие и идет он медленно:
Большие ноги шли по дороге,
Большие ноги шли по дороге.
Дети несколько раз выполняют со словами ритмичные подражательные движения, то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ)
Мухи в паутине
Цель. Автоматизация звука ж.
Описание игры. Часть детей изображает паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж., влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ)
По ровненькой дорожке
Цель. Автоматизация звука ш в связном тексте.
Описание игры. Дети сидят на скамейках или траве. Педагог зовет их погулять. Дети идут шеренгой или свободно группируются около педагога. Ритмично шагают под слова:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз, два, раз, два.
Затем педагог и дети начинают прыгать на двух ногах, слегка продвигаясь вперед и приговаривая при этом:
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам.
Затем педагог произносит: «В яму бух!» Дети присаживаются на корточки. «Вышли из ямы», — говорит педагог. Дети поднимаются и идут, весело приговаривая вместе с педагогом: «По ровненькой дорожке…» Движения повторяются. Затем текст изменяется
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
Там мы живем.
На слова «устали наши ножки» педагог, а за ним и дети слегка замедляют движения и с окончанием текста останавливаются. Затем бегут к скамейкам домой, и садятся на них.
Игру можно повторить 3—4 раза.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ)
Пчелы и медвежата
Цель. Автоматизация звука ж.
Описание игры. Играющие дети делятся на две группы: одна группа — пчелы, другая — медвежата. Пчелы влезают на гимнастическую стенку (или стульчики). Это улей. Медвежата прячутся за деревом (скамейкой). Услышав сигнал «Пчелы, за медом!», дети спускаются на пол, убегают в сторону и, как пчелы, перелетают с цветка на цветок. Медвежата в это время перелезают через скамейку и на четвереньках идут к улью. На сигнал «Медведи идут» пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж-ж. А медвежата быстро выпрямляются и убегают.
При повторении игры дети меняются ролями.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ)
Пчелы
Цель. Автоматизация звука ж.
Описание игры. Посредине площадки (комнаты) отгораживают чертой или стульями улей. Все дети — пчелы. Один ребенок — медведь. Он прячется от пчел. Пчелы сидят в улье и хором говорят:
Пчелы в улье сидят и в окошечко глядят.
Полететь все захотели, друг за дружкой полетели: Ж-ж-ж-ж-ж-ж.
С жужжанием они разлетаются по площадке, машут крылышками, подлетают к цветам, пьют сок. Внезапно появляется медведь, он стремится попасть в улей за медом. По сигналу «Медведь» пчелы с жужжанием летят к улью. Хватаются за руки, окружают улей и стараются не пропустить медведя. Если пчелам это удается, то назначается новый медведь. Если медведь убежал от пчел, он выбирает себе помощника, и игра возобновляется с двумя медведями.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ)
Кот на крыше
Цель. Автоматизация звука ш в связном тексте.
Описание игры. На стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он кот. Остальные дети — мышки. Они тихо подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:
Тише, мыши. Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись…
После этих слов кот просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом — норку, куда кот не может забегать. Игру можно проводить, пока все мышки, кроме одной, не будут пойманы. Мышка, которую кот не поймал, будет водить. Все мышки, которых поймали, должны произнести два-три слова со звуком ш.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ)
Жуки
Цель. Автоматизация звука ж в связном тексте.
Описание игры. Дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:
Я жук, я жук,
Я тут живу
Жужжу, жужжу: Ж-ж-ж-ж.
По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж. По сигналу «Дождь» жуки летят в домики (стулья).
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ)
Пчелки собирают мед
Цель. Автоматизация звука ж.
Описание игры. Одна группа детей изображает цветы. Им педагог надевает на голову веночек из цветов (ромашки, васильки и т. п.). Другая группа детей — пчелы, которые собирают с цветов мед. Пчелки летают вокруг цветка и жужжат: ж-ж-ж.
По сигналу педагога они летят в улей. Затем дети меняются ролями.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ)
Точильщики
Цель. Автоматизация звука ж отдельно и в словах.
Описание игры. Одна группа детей — точильщики. Они стоят у стульчика и говорят: «Точим ножи! Точим ножи!»
К точильщикам подходят дети: «Поточите ножик (или ножницы)». Точильщики делают движения, как будто точат, и приговаривают: жжж…ж….ж…
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ)
Пирожок
Цель. Автоматизация звука ж в предложениях.
Описание игры. Играющие встают друг за другом в один ряд, обхватив друг друга. Передний — булочник, все стоящие за ним — печь, кроме последнего, он пирожок. Подходит водящий (покупатель) и спрашивает: «Где мой пирожок?» Булочник отвечает: «Он за печкой лежит». А пирожок кричит: «И бежит, и бежит!» С этими словами пирожок отрывается от общей цепи и бежит, старается встать перед булочником так, чтобы покупатель не успел его поймать. Булочник тоже старается помочь пирожку. Если пирожок успеет встать в начале цепи, он становится булочником, а если его поймают — покупателем, а покупатель — булочником.
Покупатель снова приходит за пирожком, а пирожком будет тот, кто оказался в цепи последним. Задерживать покупателя нельзя, и пирожку не разрешается убегать далеко от цепи.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ)
Прогулка в лес
Цель. Дифференциация звуков ш - ж.
Описание игры. В одном углу комнаты стоят дети, в другом — в два или три ряда стулья, это лес. Педагог говорит: «Дети, сейчас мы пойдем на прогулку в лес. Там посидим, отдохнем и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Педагог продолжает: «В лесу тихо. Но вот налетел легкий ветерок и закачал верхушки деревьев». Дети: ш-ш-ш. «Пролетел ветерок, и опять в лесу стало тихо. Слышно, как в высокой траве на поляне жужжат жуки: ж-ж-ж. Как жужжат жуки?» Дети: ж-ж-ж. Отдохнули ребята в лесу, набрали цветов и пошли домой. После прогулки педагог спрашивает: «Кто помнит, как шумели деревья?» Дети: ш-ш-ш — «А как жужжали жуки?» Дети: ж-ж-ж.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц)
Насос
Цель. Автоматизация звука с.
Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: «с-с-с.» Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса.
Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц)
Мяч
Цель. Автоматизация звука с в словах и предложениях.
Описание игры. Дети стоят по кругу. Играют в мяч.
Мячик мой, лети высоко (бросок вверх,
По полу беги скорей (катит мяч по полу,
Скок об пол, смелей, смелей (бросок 4 раза об пол).
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц)
Лиса
Цель. Автоматизация звуков с, с’ в тексте.
Описание игры. Ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети — куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков.
Куры приговаривают:
Лиса близко притаилась —
Лиса кустиком прикрылась.
Лиса носом повела —
Разбегайтесь кто куда.
При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и салит жгутом. Тот, кого осалит, становится лисой.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц)
Сова
Цель. Автоматизация звуков с, с’ в тексте.
Описание игры. Прежде чем проводить игру, детям показывают картинку с изображением совы, рассказывают об этой птице.
Игра проводится следующим образом. Выбирается один из детей, он — сова. Остальные дети — птички. Сова сидит на дереве (стуле). Дети бегают вокруг нее, затем осторожно к ней приближаются и говорят:
Сова, сова, сова, совиные глаза,
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как слетит.
На слове «слетит» сова слетает с дерева и начинает ловить птичек, которые от нее убегают. Пойманная птичка становится совой. Игра повторяется.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц)
Ванька, встань-ка
Цель. Автоматизация звуков с, с’ в тексте.
Описание игры. Дети делают движения: встают на носки и возвращаются в исходное положение. Затем приседают, опять встают на носки, приседают. Движения сопровождаются словами:
Ванька, встань-ка,
Ванька, встань-ка,
Приседай-ка, приседай-ка.
Будь послушен, ишь какой,
Нам не справиться с тобой.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц)
Пильщики
Цель. Автоматизация звука з.
Описание игры. Дети становятся друг перед другом, соединяют крест-накрест руки и воспроизводят под счет педагога движения пилы по бревну, произнося длительно звук з. Того, кто неправильно произносит звук, выводят из игры и просят произнести правильно звук з. Педагог напоминает ребенку, как нужно держать язычок при произнесении этого звука.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц)
Вьюга
Цель. Автоматизация звука з.
Описание игры. Дети изображают вьюгу. По сигналу педагога они начинают тихо произносить звук з, затем постепенно усиливают его, а потом постепенно ослабляют. На начальных стадиях можно проводить
эту игру перед зеркалом (продолжительность произнесения звука для каждого ребенка должна быть ограничена 5—10 секундами).
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц)
Цветы и пчелки
Цель. Автоматизация звука з.
Описание игры. Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто — цветами (например, мальчики — цветы, а девочки — пчелки). Затем все разбегаются по комнате или площадке. Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши, дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: в-з-з-з-з. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука з.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц)
Зина и изюм
Цель. Автоматизация звуков з, з' в словах и предложениях.
Оборудование. Резиновая кукла.
Описание игры. Педагог вносит нарядную резиновую куклу и говорит: «Ребята, это кукла Зина. Ее купили в магазине. Она резиновая. Ножки у Зины резиновые, ручки у Зины резиновые. Щечки резиновые, носик резиновый». А затем спрашивает у ребят: «Как зовут куклу? Где ее купили? Из чего у нее сделаны руки, ноги, щеки, нос?» Дети отвечают. Педагог продолжает: «Зина любит изюм. Лена, иди, угости Зину изюмом». Выходит Лена и говорит: «Возьми, Зина, изюм». Так дети по очереди, угощая Зину изюмом, проговаривают эту фразу.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц)
Назови картинку
Цель. Автоматизация звуков з, з' в словах и предложениях.
Оборудование. Картинки на звук з, например: зайка, замок, глаза, завод, забор.
Описание игры. Дети сидят за столами. На столе у педагога лежит стопка картинок рисунками вниз. У каждого ребенка такие же парные картинки. Педагог вызывает кого-нибудь из детей и просит его взять из его стопки верхнюю картинку, показать ребятам и сказать, какую картинку он взял. Тот, у кого есть такая же картинка, встает, показывает ее ребятам и говорит: «И у меня на картинке зайка». Дети кладут обе картинки на стол. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки со стола педагога. (По аналогии игру можно проводить, используя другие звуки.)
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц)
Коза рогатая
Цель. Автоматизация звука з в тексте.
Описание игры. Чертой (стульчиками) отгораживается дом. По площадке гуляет коза. Дети хором говорят!
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп!
Ой, забодает, забодает!
Коза делает из пальцев рога и бежит за детьми, говоря: «Забодаю, забодаю!»
Дети прячутся в дом, коза их ловит. Пойманные становятся помощниками козы.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц)
Кто внимательней?
Цель. Дифференциация звуков с - з.
Оборудование. Картинки «Свисток» и «Звонок».
Описание игры. Педагог показывает детям картинки и спрашивает: «Кто знает, как свистит свисток?» Дети отвечают: с-с-с. А как звенит звонок? Дети: з-з-з. А сейчас я посмотрю, кто из вас более внимательный. Я буду показывать то одну, то другую картинку, а вы произносите то звук с, то звук з».
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц)
Испорченный телефон
Цель. Дифференциация звуков с - з.
Описание игры. Дети садятся в один ряд и друг другу передают звуки, то з, то с. Тот, кто услышал звук з, передает соседу с и т. д. Кто собьется, тот 5 раз произносит любой звук.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц)
Не ошибись
Цель. Дифференциация звуков с - з.
Оборудование. Картинки «Свисток» и «Звонок».
Описание игры. Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой — звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком— в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звук с или з, немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук с, то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. ,. а если есть звук з, то — со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Дифференциация шипящих и свистящих звуков
Лиса и волк
Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Оборудование. Два костюма (волка и лисы). У лисы рыжий комбинезон, у волка серый.
Описание игры. Один ребенок изображает лису, другой — волка.
«Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису».
Волк. Лизавета, здравствуй!
Лиса. Как дела, зубастый?
Волк. Ничего идут дела. Голова еще цела.
Лиса. Где ты был?
Волк. На рынке.
Лиса. Что купил?
Волк. Свининки.
Лиса. Сколько взяли?
Волк. Шерсти клок — Ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.
Лиса. Кто отгрыз?
Волк. Собаки.
Лиса. Жив ли, милый куманек?
Волк. Еле ноги уволок. Как, кума, твои дела?
Лиса. На базаре я была.
Волк. Что ты так устала?
Лиса. Уток я считала.
Волк. Сколько было?
Лиса. Семь с восьмой.
Волк. Сколько стало?
Лиса. Ни одной.
Волк. Где же эти утки?
Лиса. У меня в желудке.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Дифференциация шипящих и свистящих звуков
Выпал беленький снежок
Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в тексте.
Описание игры. Дети говорят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:
«Выпал беленький снежок,
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех». (Дети, стоя кружком, поднимают руки и медленно опускают их, подражая падающему снегу.)
«Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех.
(Становятся друг за другом и бегут по кругу, руки сзади.)
Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег,
Кружит, падает на всех. (Идут медленно по кругу, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж.)
Мы из снега ком слепили,
Потом куклу смастерили.
Снег, снег, белый снег,
Кукла вышла лучше всех. (Наклоняются и показывают, как лепят куклу.)
Дети к вечеру устали,
Все в кроватках задремали.
Снег, снег, белый снег,
Спят ребятки крепче всех.
(Садятся на корточки, руки под щечку — спят.)
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Дифференциация шипящих и свистящих звуков
Теремок
Цель. Автоматизация свистящих и шипящих звуков.
Оборудование. Шапочки или маски для зверей.
Описание игры. Дети становятся в круг. В середине круга стоят стулья. Это теремок. К теремку по очереди подбегают звери. Первой подбегает мышка-норушка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Никто ей не отвечает, мышка-норушка влезает в теремок и остается в нем жить. Второй скачет лягушка-квакушка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Ей отвечает мышка-норушка: «Я мышка-норушка, а ты кто?» — «Я лягушка-квакушка». — «Иди ко мне жить».
Бежит зайка-трусишка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» — «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, а ты кто?» — «Я зайка-трусишка»,— «Иди к нам жить».
Бежит лисичка-сестричка. Подбегает к теремку и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Ей отвечают: «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-трусишка, а ты кто?» — «Я лисичка-сестричка». — «Иди к нам жить».
Появляется медведь, подходит к теремку и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» — «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-трусишка, я лисичка-сестричка, а ты кто?» — «Я медведь, всех вас давишь». При этих словах он обхватывает руками теремок, а все звери разбегаются в разные стороны. На этом игра кончается.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Формирование звуков р, р, л, л,.
Лошадка
Цель. Постановка и автоматизация отдельного звука р.
Описание игры. Детей воспитатель распределяет на три группы. Одна группа изображает наездников, две другие — лошадок. Дети, изображающие лошадок, берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые наездником. По сигналу педагога наездник останавливает лошадок, говоря: тр-тр-тр. Потом дети меняются ролями.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Формирование звуков р, р, л, л,.
Цветные автомобили
Цель. Автоматизация звука р.
Оборудование. Цветные обручи или бумажные кольца по числу играющих, несколько цветных флажков.
Описание игры. Вдоль стены на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому из играющих дается обруч какого-либо цвета или бумажное кольцо. Это руль. Перед педагогом (или ведущим) на столе несколько цветных флажков. Он поднимает один из них. Дети, у которых руль такого же цвета, как и флажок педагога, бегут по комнате, подражая звуку мотора автомобиля : р-р-р. Когда педагог опустит флажок, дети останавливаются и по сигналу «Автомобили возвращаются» направляются шагом каждый в свой гараж (к своему стулу). Затем педагог поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Педагог может поднимать один, два или три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей.
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Формирование звуков р, р, л, л,.
Самолеты
Цель. Постановка и автоматизация звука р.
Оборудование. Гирлянда с флажками. Три флажка (красный, синий и зеленый).
Описание игры. Вариант 1. На одной стороне комнаты стоят стульчики. Впереди натянута гирлянда с флажками и устроена арка. Это аэродром. Летчики сидят на стульчиках, ожидая приказа. «Летчики к полету готовы?» — спрашивает педагог. Ребята отвечают: «Готовы!» — «Заводите моторы!» — говорит педагог. Д-д-д-дрр-рррр, — подражают дети звуку мотора и, вертя правой рукой, будто заводят мотор, летают по комнате. «Летчики, летите назад!» — зовет педагог. Постепенно, замедляя бег и умолкая, все возвращаются на аэродром и садятся на стульчики.