Нина Макаренко
Игры для формирования дисциплины в детском коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«Голосование»
Предложите детям вместе решить, какую сказку они будут слушать (предметом голосования может быть что угодно). И сообщите, что прочитаете ту из них, за которую проголосует большинство.
Далее проводите голосование. Голоса за каждую сказку отмечайте любыми знаками на доске. Затем предложите детям определить, около названия какой сказки знаков больше. По завершении игры проводите ее анализ с помощью наводящих вопросов.
Вопросы:
• Голосовал ли ты за победившую сказку?
Публикация «Игры для формирования дисциплины в детском коллективе» размещена в разделах
• Что ты ощущал, когда увидел, что твое желание не получило большинства голосов?
• В каких еще ситуациях мы можем проводить голосование?
• Голосуете ли вы иногда у себя дома?
Нередко бывает, что дети одновременно выкрикивают ответ на вопрос. Игра формирует умение останавливаться и делать паузу, прежде чем что-либо сказать. В ходе игры дети учатся сосредоточению. Более медлительные дошкольники получают больше времени для размышлений.
«Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»
Задайте детям несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений и будет много поднятых вверх пальцев, начинайте считать: «Раз, два, три…»все дети должны прошептать ответ. (Вопросы могут быть самыми разными)
«Тихие и громкие голоса»
Игра поможет детям не забыть о том, что разговаривать в группе можно громким и тихим голосом. Для игры используйте полиэтиленовый или бумажный пакет для покупок. Его можно заранее оформить.
Педагог: Можете ли вы мне сказать, каким голосом вы разговариваете, играя на площадке? Что происходит с вашим голосом, когда мы все приходим в группу и начинаем работать? Почему в группе нам нужны тихие голоса? Я принесла вам красивый пакет. Когда вы заходите в группу, вы можете складывать свои громкие голоса с улицы в этот пакет, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах. Кто хочет обойти с этим пакетом группу и собрать в него все громкие и шумные голоса?
Вопросы:
• Нравится ли вам говорить и кричать на улице громким голосом?
• Трудно ли вам говорить в группе более спокойным и тихим голосом?
• У кого в нашей группе самый красивый, тихий голос?
• Нравятся ли вам голоса воспитателей?
«Эстафета хороших известий»
В ходе игры следите за тем, чтобы каждый ребенок принял в ней участие. Если группа большая – не допускайте, чтобы дети говорили слишком долго. Для игры понадобится мяч.
Педагог: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном. Пока вы говорите, мяч находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий – бросьте мяч кому-то другому, кто сидит или стоит недалеко от вас.
ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТЕЙ И УМЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ
«Камушек в ботинке»
Предложите детям сесть в один общий круг. Расскажите правила игры и комментируйте действия детей по ходу игры.
Педагог: Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой. Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке», или наоборот «У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим смеется над моими очками». Расскажите, что еще вас огорчает.
Дайте детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные «камушки», которые будут названы. В этой игре используется простая и понятная метафора, с помощью которой дети могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Поощряйте детей спонтанно применять ритуальную фразу «У меня в ботинке камушек».
«Комплименты»
Предложите детям встать в круг и по очереди сказать что-нибудь приятное одному из участников игры. Можно отметить личностные качества, внешность, умения, манеру поведения своих сверстников. Если некоторые дети не могут сказать комплимент, помогайте им или скажите за них. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое» слово.
«Волны»
Соберите детей вокруг себя и скажите: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны: будем двигаться так же, как они, а еще станем улыбаться как волны, когда они искрятся на солнце».
Затем предложите всем желающим по очереди искупаться в море. «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.
«Связующая нить»
Предложите детям сесть в круг, передавая друг другу клубок, рассказывать о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен в этом целом.
«Колодун»
Колдун заколдовывает детей так, что он «теряет» способность говорить. Чтобы избавиться от колдовства, он должен объяснить с помощью жестов и мимики, как его расколдовать. Дети «переводят» рассказ и расколдовывают его.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
«Передай по кругу»
Дети встают в круг, передают мяч, который ведущий называет по-разному: «горячая картошкаяя2, «льдинка», «бабочка», «пушинка» и т. д. Дети при этом должны выразить разные эмоции.
«Кто я?»
Дети по очереди изображают животное, которое им тихо называет педагог. Остальные дети отгадывают, какое это животное. Условие – у животного определенное настроение: веселое, грустное и т. д.
«Обезьянки»
Дети делятся на две группы. Первая – «зеркала», вторая – «обезьянки». «Обезьянки» воспроизводят различные движения, строят рожицы, гримасы и т. д. «Зеркала»