Минеева
Игры для детей с блоками Дьенеша. Игра «Посчитай и скажи сколько фигурок»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Посчитай и скажи сколько фигурок».
Цель упражнения: сформировать умение грамотно и точно формулировать вопрос, развивать навыки определения свойств объектов, а также сопоставления по различным параметрам.
Сценарий игры : Участвуют две команды игроков. Педагог в произвольном порядке раскладывает разноцветные блоки различной формы и размера и обращается к детям с просьбой задать вопросы, которые будут начинаться с фразы «Сколько?». Каждый верно заданный вопрос получает один балл, побеждает команда, набравшая наибольшую сумму баллов.
Публикация «Игры для детей с блоками Дьенеша, Игра „Посчитай и скажи сколько фигурок“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Возможные варианты вопросов: «Сколько маленьких блоков?», «Сколько красных фигурок во втором ряду?», «Сколько синих тонких фигур?» и т. д.
Блоки могут использоваться для образного замещения любого предмета в игровом сказочном или литературном сюжете, например, большой жёлтый круглый блок станет аппетитной баночкой мёда для Винни Пуха, а жёлтый треугольник фантазия ребёнка легко превратит в золотую рыбку.
Можно предложить ребёнку раздать подарки своим игрушкам, например, мишке понравится круглые подарки, а кукле — треугольные, таким образом, из всего набора нужно отобрать только нужные элементы. Игра станет интереснее, если в ней появятся новые друзья, например, у мишки — его маленький братик, для которого, соответственно понадобятся подарки меньшего размера, а у куклы — младшая сестра.
Игра «Маленькие садоводы любители»
Каждый игрок выбирает большую форму (круг, квадрат, треугольник) любимого цвета, который станет его клумбой. Далее, он «высаживает» красивые цветы, подбрасывая в круг фигуры разного цвета и формы. Наши цветы могут поделиться своей сказочной историей о себе, которую придумает ребёнок. Роль цветов будут исполнять блоки (четыре свойства) и фигуры (три свойства, количество и качество дидактического материала оговаривается в начале игры. Например, ведущий проговаривает условия: «На клумбе нужно вырастить три маленьких, красных, не круглых цветка», или «большой синий прямоугольник, большой синий круг, большой синий квадрат».
Работа с символами
Игра «Украсим ёлку шарами».
Всего должно быть пять горизонтальных рядов по три шара в каждом. Цифра на картинке обозначает порядок расположения шара, считать начинаем с макушки ёлки. Пример заполнения второго ряда. Первый шар большой красный круг, второй маленький красный треугольник, третий большой красный прямоугольник. Аналогично размещаем остальные шары.
Упражнения с логическими фигурами
Комплекты «Логические фигуры» могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами
Игра «Подбери пару»
Цель: Совершенствование способности к зрительному запоминанию и удерживанию информации в памяти, развитие умения распознавать и оперировать символическими карточками.
В игре задействованы двадцать две картинки с символами без отрицания. Все карточки хаотично перемешиваются и затем выкладываются тыльной стороной по шесть карточек в каждом горизонтальном ряду. Таким образом, в самом нижнем ряду остаётся четыре.
Игрок переворачивает две самостоятельно выбранные карточки, если они одинаковые, то оставляет себе, после чего повторяет свой ход. Если символы карточек отличаются, то переворачивает тыльной стороной вверх и кладёт на место, стараясь запомнить изображение. Все дети внимательно наблюдают за манипуляциями с карточками, т. к. задача каждого игрока набрать максимальное количество парных карточек, а для этого необходимо запомнить расположение открытых ранее карточек. Каждый ребёнок, вступающий в игру, повторяет аналогичные действия, выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество карточек.
Игры на систематизацию и логические действия
Для проведения игры понадобятся цветные ленты или обручи, которые очерчивают область выполнения задания так, что на полу образуются два не пересекающихся круга разного цвета. Поясняем понятия «внутри», «снаружи». Задача ребёнка поместить в каждый круг блоки соответствующего цвета. Следующее задание будет относиться к классификации по форме, например, в круг помещаем только круглые блоки, а снаружи — треугольные. Усложнить упражнение можно создав зону пересечения обручей, таким образом, образуется три области: левая, правая и общая, в которой круги пересекаются. Просим ребёнка отсортировать блоки, например, красные должны оказаться в правой зоне, все круглые — в левой, а синие треугольные — в общей. Дополнительно можно попросить разместить все не красные блоки — вне кругов.
Игры с обручами
Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами. Развитие логического мышления, внимания
Игра «Малыш-архитектор».
Цель — развить навыки конструирования, декодирования, чтения схем и алгоритмических карт. Дополнительно понадобятся изображения перечёркнутых объектов («не свойства», чертежи, схемы или готовые альбомы с картинками, которые состоят из комбинаций логических форм.
Рисуем схему-чертёж (или берём готовую) для построения здания, просим ребёнка подобрать строительный материал, согласно инструкции и пошагово выполнить задание. Например, для строительства первого этажа нам понадобится три не красных прямоугольных элемента, второй этаж будет состоять из двух не жёлтых и не круглых блоков и т. д.
Игра «Цифровая мозаика»
Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок. Затем, например, такая карточка означает, что он должен взять красный толстый круг и положить на фигуру трактора, закрыв блоком контур под номером шесть.
Авторская идея З. Дьенеша предлагает бесконечное разнообразие игр, которые можно брать из готовых методических п