Ирина Дебус
Игры детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Игры детей в детском саду.
Игра для ребенка — это способ познания мира и его места в нём. В процессе игры ребенок развивается как личность, учится общаться и вести себя в разных ситуациях. В игре он часто принимает на себя роль взрослого, подражая тем людям, образы которых остались в его опыте.
Игра является основным видом деятельности дошкольников и важнейшим средством их воспитания и развития. Она не только помогает закрепить знания и представления детей, но и является формой активного познания мира. Игры способствуют развитию умения работать в команде, подчинять личные интересы общим целям, а также развивают сдержанность, самообладание, чувство ответственности за успех группы, учат дружбе, сопереживанию и взаимопомощи.
Свободная игра дает детям возможность самостоятельно исследовать окружающий мир, развивать творческие способности и воображение. Во время игры дети становятся более вовлечёнными и сосредоточенными на том, что они делают, что помогает им практиковать уже имеющиеся знания и навыки, а также пробовать новые подходы и решения. Игровое обучение способствует экспериментам, улучшению уверенности и совершенствованию навыков.
С завершением раннего детства дети начинают активно участвовать в различных играх: подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых. Игра становится основной деятельностью, удовлетворяющей их потребность взаимодействовать с взрослыми и вступать с ними в сотрудничество. В процессе игры дети не только приобретают новые знания и навыки, но и развивают способности, порой не осознавая этого. Игра помогает моделировать не только действия с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Это многокомпонентная деятельность, включающая игровые действия, предметы и ролевые отношения. Важнейшим элементом игры является роль взрослого, которую выполняет ребенок. Игра оказывает сильное влияние на развитие всех аспектов психики, в частности на развитие личности ребенка. В ходе игры он учится взаимодействовать с другими детьми, планировать свои действия, оценивать своё поведение и контролировать поведение партнёров. Игра также развивает интеллект, включая знаково-символическую функцию сознания, например, умение заменять один предмет другим.
В развитии игровой деятельности можно выделить два этапа: предметно-игровую деятельность раннего возраста, включающую действия с предметами, и ролевую игру дошкольников, которая основана на общении.
Виды игр у дошкольников:
1. Бытовые игры — сценки, отражающие повседневную жизнь. Например, девочки играют в дочки-матери или семью, а старшие дошкольники разыгрывают ситуации, такие как переезд или ремонт.
2. Творческие игры — дети создают фантастические сюжеты или интегрируют сказочных персонажей в повседневные ситуации. В этих играх они отображают то, что они узнали или увидели, и часто воспроизводят отношения между людьми — заботу матери, внимание бабушки, взаимодействие в семье.
3. Режиссёрские игры — первоначально дети создают индивидуальные постановки с игрушками или куклами. Со временем они договариваются о ролях и инсценируют знакомые или придуманные истории. Эти игры могут быть как индивидуальными, так и групповыми, и называются также игровыми инсценировками или проекционными играми.
4. Сюжетно-дидактические игры — здесь дети применяют полученные на занятиях знания на практике. Эти игры помогают не только закрепить учебный материал, но и развивать психические процессы детей, их эмоционально-волевую сферу и другие способности.
5. Сюжетно-ролевые игры — в таких играх дети примеряют на себя роли взрослых, воспроизводя поведение, отношения и действия окружающих их людей. Эти игры разнообразны, поскольку сюжет для них дети берут из реальной жизни.
Во время игры дети испытывают чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества. Они учат согласовывать свои действия с другими, подчинять личные интересы игре и уважать мнение партнёров.
Игры в детском саду не только способствуют интеллектуальному и физическому развитию, но и играют важную роль в социальной адаптации детей. Через игру дети учат важные жизненные навыки, такие как умение работать в группе, уважение к мнению других, самоконтроль и способность решать проблемы. Кроме того, игры развивают эмоциональную сферу детей, помогают им справляться с переживаниями, учат проявлять эмпатию и заботиться о других. Важной составляющей игрового процесса является также развитие у детей способности к самовыражению и самопознанию, что помогает им лучше понимать свои желания, предпочтения и интересы.
Игровая деятельность — это не просто форма развлечения, но и мощный инструмент для формирования у детей всех необходимых для жизни и взаимодействия навыков. В ходе игры дети могут разрабатывать различные сценарии, учиться быть самостоятельными, развивать критическое мышление и воображение, а также укреплять уверенность в себе.
Вывод:
Таким образом, игры в детском саду являются неотъемлемой частью процесса воспитания и обучения. Они обеспечивают всестороннее развитие ребенка, способствуют формированию социальных навыков, эмоционального интеллекта и творческих способностей. Через игру дети учат важнейшие жизненные уроки, а воспитатели могут поддерживать и направлять этот процесс, создавая благоприятную среду для роста и развития личности каждого ребенка. Игровая деятельность становится важнейшим средством, через которое дошкольники открывают для себя мир, учат взаимодействовать с окружающими и приобретают новые знания, навыки и уверенность в своих силах.