Дина Шрейдер
Игры, активизирующие счёт. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Мамы любят рассказывать, что их дети прекрасно считают. Чаще всего речь идёт о том, что ребёнок может произнести без запинки «Один-два-три-четыре-пять-….-пятнадцать-шестнадцать», и не сбивается. Вот только это про память и речь, а вовсе не про математику. Просим ребёнка пересчитать предметы, и видим, что с первыми тремя проблем не возникает, а вот дальше ребёнок отодвигает один предмет, и произносит скороговоркой «шесть-семь-восемь». Или, наоборот, пока произносит «пять», перекладывает сразу несколько предметов. Он не понимает, сколько это - пять, просто воспроизводит заученный ряд слов. Механически.
Публикация «Игры, активизирующие счёт, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Счёт, количество. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Бывает и так: спросишь шестилетнего человека, какое число на один больше, чем пять? Какое число идёт после шести? И ребёнок теряется, не находит ответа. Спросишь о "соседях" числа семь, и дети, бодро считавшие по порядку до 100, встают в тупик.
Почему так происходит? Потому что ребёнку поспешили преподать понятие числа, не проверив, успел ли он понять, что такое количество, много, мало, один и два, как это - больше и меньше. Чтобы понять, что такое один и как получается два, три, четыре, нужно буквально потрогать, пощупать, поперекладывать предметы. Увидеть, что, добавляя или убирая один, получаем новое количество, и это количество обозначается вот таким числом. Что числа идут строго по порядку. Что можно сравнить две группы предметов, поставив их друг на друга или рядом, и увидеть, каких предметов больше. И на сколько больше.
Поэтому будьте внимательны и не спешите.
У ребёнка получилось девять конфет, а вы насчитали пять? Удивитесь. Предложите не торопиться и пересчитать, ставя палец на каждый предмет и называя число.
А чтобы он понял, для чего нужна такая точность, количество и зависящий от него результат нужно буквально потрогать, ощутить, разглядеть, сравнить. И только после этого - понять. Как помочь ребёнку?
Просите отсчитать ложки сахара в чай и попробовать на сладость после каждой добавленной ложки. ВсыпАть муку в тесто по одному стакану или крупу в будущую кашу. Жидко или густо? Пипеткой капать краситель в банку с водой, отмечая, сколько капель потребуется для получения густого, насыщенного цвета. Результат будет очевиден и понятен.
Дети долгое время весь мир изучают на вкус и на ощупь. Пользуйтесь этим!
- Закрой глаза и открой рот! Что я тебе дала? Изюм, правильно. А сколько?
Следующий очень важный материал для освоения счёта - собственное тело ребёнка. Пересчитывайте руки и ноги, пальцы и глаза, уши и пятки! А теперь предложите ребёнку нарисовать мелом на полу себе домик, или возьмите для этого обруч, или небольшой гимнастический коврик.
- Пусть в домике будут 2 ноги! А теперь — одна нога! А как сделать 4 ноги? Правильно, надо кого-то позвать! А теперь давай сделаем 3 ноги! Сможешь придумать, как?
- А давай будем касаться пола в 3 точках, например, нога, рука, рука! А по-другому можно? А теперь покажи мне, как ты сделаешь пять касаний! А шесть — сможешь?
Считайте вымытые тарелки, ложки и вилки. Можно считать, перекладывая каждый предмет, а можно показывать по одному, а ребёнка просить хлопать в ладоши, по коленкам и считать вслух. Не забудьте назвать итоговое число. Сколько всего у нас получилось?
Легко считать по порядку, хлопая ладошками по коленкам, если руки лежат на своих коленках. А если руки перекрестить, и свои ладони положить на коленки соседям? Или опустить руки в пакет и пересчитывать предметы не глядя?
Здорово считать по порядку и вверх, и вниз в движении, пересчитывая предметы не пальцем, а ногами, руками. Считайте ступеньки, столбы, машины, прыгайте через ступеньку — и считайте через два!
-Давай спускаться с 10 этажа. Какой этаж под десятым? А под девятым? А можешь считать от одного до 10, но не подряд, а через ступеньку?
А ещё поиграйте так: «Сколько палочек надо взять, чтоб сложить квадрат?»
«Можешь показать на пальцах число, которое на 1 больше, чем у меня?»
А есть и такой вариант игры: взрослый называет числа от одного до десяти, но иногда одно число «забывает». Например, 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10. Дети внимательно слушают, и забытое число показывают на пальцах. Но эти игры хороши только тогда, когда ребёнок уже понял, что любое количество обозначается числом, и числа эти идут в определённом порядке, увеличиваясь или уменьшаясь на один.
Мы с детьми на занятиях любим щупать количество предметов, то на пальцах считаем, то на кубиках, то на пуговицах. Пальцы - наши первые помощники в счёте. Покажи столько пальцев, сколько у меня карандашей.
А иногда мы переводим количество точек на игральном кубике в количество предметов, например, сколько на кубике выпало — столько приклеиваем наклеек. Или — сколько выпало на кубике, столько голов рисуем змею Горынычу или хвостов смешному монстрику. Выпало 4 — рисуем 4 головы. Потом бросаем ещё раз кубик — и узнаём, сколько рук нарисовать.
А ещё стучим по барабану или металлофону. Учимся считать не только предметы, но и звуки. Сколько раз стукнет ребёнок, столько раз взрослый подпрыгнет или кукарекнет, и наоборот. И надо быть внимательным, ведь взрослый иногда ошибается, а ребёнок хитрит.
Многим родителям кажется, что все приведённые игры проще простого, неужели ребёнок не справляется, но на самом деле понятие количества и числа формируется долго. Часто можно наблюдать картину, как дети в знакомой обстановке и с привычной постановкой вопроса справляются с заданием, но вопрос на ту же тему, заданный в другой форме, в другом месте уже вызывает большие сложности. Именно поэтому подобные игры полезно время от времени повторять, не глядя на возраст!
А детям математика в движении очень нравится!
Что можно почитать и изучить родителям?
За литературой и знаниями загляните, например, сюда: https://mousemath.ru/