Наталья Алексеева
Игрушка как средство развития восприятия детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушка как средство развития восприятия детей старшего дошкольного возраста
Игрушка – это великое изобретение человечества, в ней накоплен и собран опыт многих поколений людей, воплощены основные жизненные ценности.
Игрушка - инструмент познания всего богатства человеческой культуры. Играя с игрушками, дети обследуют их, тем самым развивая своё восприятие.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Восприятие – это сложный психический процесс отражения всех свойств и качеств предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Результатом восприятия является образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых с определенным предметом или явлением. Познание мира начинается с восприятия. Именно в процессе восприятия складывается богатство образов окружающей действительности, ребенок учиться видеть разные свойства, и признаки предметов и явлений, устанавливаются связи между ними. Восприятие – один из психических процессов, на котором развивается память, мышление, воображение. Образ восприятия представляется как совокупность разнообразных ощущений, получаемых человеком при восприятии того или иного предмета или явления. Существуют и основные свойства образа восприятия - целостность, константность, предметность, категориальность. Все эти свойства появляются у человека в процессе жизни, по мере накопления опыта восприятия и проверки соответствия образа реально существующим в мире предметам и явлениям.
Целостность восприятия - это способность к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нем. Например, по нескольким буквам мы можем догадаться, что за слово перед нами.
Предметность образа восприятия –это способность отражать объекты и явления реального мира.
Константность - способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, независимо от меняющихся физических условий восприятия.
Категориальность человеческого восприятия носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу.
Игрушка же возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современном мире. Игрушка создана для забавы и развлечений, но одновременно является средством психического развития ребенка. Игрушка помогает ребенку изучать окружающую действительность, способствует умственному развитию детей. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности –игра, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. А главным средством в игре ребенка дошкольника выступает игрушка. Именно игрушки побуждают детей к различным действиям и удовлетворяют потребности ребенка в активном движении.
Рассматривая игрушку, играя с ней, у ребенка развивается восприятие. Это один из ведущих познавательных процессов дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целостный образ.
Таким образом можно с уверенностью сказать, что важную роль в развитии восприятия у ребёнка играет игрушка. Играя с игрушкой у ребенка формируются психические механизмы, которые помогают ребенку познавать окружающий мир, расширять сферу восприятия, включая в его опыт новые предметы и явления. Восприятие же в свою очередь создаёт фундамент для развития мышления, речи, памяти, внимания, воображения.