Ольга Колодяжная
Игрушка и ее значение в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игрушки в жизни ребенка
.
Развития ребенка не возможно без игрушек. Именно они позволяют малышу исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно большие и красивые львы да тигры, красивые куклы или машинки. У каждого была своя ни на что не похожая игрушка, может это был старый мишка, доставшийся по наследству или тряпичная кукла, сшитая мамиными руками. И наряды к ним были сшиты самостоятельно, а не куплены в магазине. Эти игрушки успокаивали, несли в себе тепло родных рук. С ними и прогулка и сны были слаще.
Публикация «Игрушка и ее значение в жизни ребенка» размещена в разделах
Говоря о выборе игрушек для детей, надо учитывать то, что не взрослый, а ребенок должен выбирать игрушку близкую по эмоциональному состоянию, которую он будет любить.
У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую он поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родителей не будет дома, когда выключается свет и надо уснуть. На неё иногда даже злятся, ломают и забрасывают в дальний угол, но потом вспоминают, чинят, шьют на них новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Естественно, у ребенка должен быть определенный набор игр и игрушек, способствующий развитию восприятия, мышления, кругозора, позволяющий ему проигрывать реальные и сказочные эпизоды, подражать взрослым.
Давайте обговорим, какие игрушки помогут реализовать ребенку все вышесказанные аспекты. У каждого возрастного периода есть свои предпочтения в выборе игрушек. Например, игрушки для самых маленьких, прежде всего, должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. Первые игрушки должны быть мягкими (их приятно брать в руки, сделанные из пластмассы, резины, хорошо мыться, не иметь длинной плоской формы, так как ребенок может засовывать игрушки в рот и подавиться. Для годовалого малыша полезны пирамидки, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики, игрушки – каталки. Трехлетнему малышу – большой мяч, который не закатится под диван, пушистая игрушка, так как ребенок уже не потянет её в рот, а вот заснет с ней с большим удовольствием. Большая коробка – дом для игрушек, которая будет приучать ребенка к порядку, аккуратности и самостоятельности. К четырем - пяти годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, «Сюрпризное яйцо», различные пазлы, которые дети собирают вместе с родителями. В этот период ребенок начинает активно включаться в реальную жизнь и отображать эти впечатления в сюжетной игре «Дочки-матери», «Магазин» и др. Так же малыш начинает замещать недостающие в игре предметы: карандаш или палочка становится ложкой,
листья - деньгами, а игровая зона плавно переходит на кресла, диваны,
кровати и шкафы. К старшему дошкольному возрасту полезнее и интереснее будут не статичные игрушки, а конструкторы, модели самолетов и кораблей, различные наборы для шитья и вязания. Дети в этом возрасте любят игрушки – поделки, поэтому любое желание ребенка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить, должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие, усидчивость. Магазины с игрушками постепенно уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими товарами, нитками и пуговицами.
В процессе игры зачастую обнаруживается нехватка того или иного предмета. И забота родителей о любимом чаде побуждает порой к бессистемным покупкам все новых и новых игрушек. При этом родители часто сетуют, что у ребенка очень быстро проходит интерес к новым игрушкам. Но, может быть стоит задуматься: а в этом ли суть родительской любви? Наличие большого количества бессмысленных, а порой и агрессивных игрушек, не только не развивает ребенка, но и вредит гармоничному становлению личности.
Распоряжаясь игрушечным миром ребенка, вы можете выбрать для него любимые игрушки и как вы уже поняли, они не обязательно должны быть большими, дорогими и красочными. Порой для ребенка важны совсем другие свойства игрушки.
А если сделать игрушку своими руками? Ведь то, как ребенок примет игрушку, какой импульс, какое направление будет у игры, во многом зависит от родителей. Часто мы думаем, что игрушка должна быть как можно реалистичнее, у неё должны быть готовые наряды и все атрибуты, изготовленные на фабрике, тем самым, отбивая всякий ход воображению. Вот и получается, что мы обеспечиваем малыша игрушками, в которых не чувствуется человеческого труда и сами, того не желая, затормаживаем развитие ребенка.
Между тем истинное участие, соответствующее глубокой душевной потребности ребенка заключается в другом. В проявление родителями собственной выдумки, изобретательности, и не на словах, а на деле. Когда в присутствии ребенка изготавливаются игрушки, которые потребовались для игры, то такое участие в его детской деятельности малышу дает ощущение заботы, понимания и принятия.
Попробуйте вместе с ребенком сделать «игрушку – подружку».
Возьмите пучок шерстяных или хлопчатобумажных ниток (они экологичнее, согните пополам и перетяните веревочками. Одной нитью отделите голову, примерно одна четвертая пучка. Затем талию – середина фигуры. Между головой и талией сделайте руки – это дополнительный небольшой пучок нитей, расположенный по горизонтали относительно фигуры
Нитями выделите ладошки и наденьте на куклу платочек. Кукла готова.
Полистайте руководства по изготовлению игрушек, и вы найдете там множество оригинальных способов сделать новую игрушку. То, что сделано своими руками и руками родных людей несет в себе отпечаток их чувств и эмоций.
И напоследок, позвольте несколько советов:
- помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять. Если вы заметили, что малыш долго не берет в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её, а через некоторое время её появление принесет ребенку новый познавательный интерес.
- не водите ребенка часто в магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слез и страданий видели новомодные игрушки, сидящие на прилавках. Эти переживания, когда ребенок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны.
- при покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!