Светлана Моисеева
Игровые упражнения для формирования основ системного мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые упражнения воспитатель может создавать сам, ориентируясь на образовательную программу ДОУ или на содержание, которое актуально для детей в данный момент.
К игровым упражнениям относятся следующие разде
Живая природа.
Неживая природа.
Рукотворный мир.
Литературные произведения.
Приведем несколько таких примеров игровых упражнений.
Игровое упражнение “Съедобно-несъедобно”
Цель: развивать умения различать ядовитые и съедобные для человека растения.
Публикация «Игровые упражнения для формирования основ системного мышления дошкольников» размещена в разделах
Материал: открытки с изображением съедобных и ядовитых трав и ягод. Например, съедобные - зверобой, душица, тысячелистник, ядовитые травы, белена. Съедобные ягоды - малина, земляника, черника, ядовитые ягоды - волчьи ягоды, бузина красная. Таблица, разделенные на съедобные и несъедобные.
Ход игрового упражнения:
Предложить ребятам “погулять по лесу” и выбрать растение. Определить, съедобное оно или несъедобное. Поместить его под соответствующую модель.
Усложнение: предложить выбрать из предложенных картинок только съедобные или только несъедобные.
Игровое упражнение “Цепочка”
Цель: формировать навыки описания объектов по признакам.
Материал: мяч, картинки объектов.
Ход игрового упражнения:
Воспитатель сначала показывает картинку с изображением объекта, затем передает мяч. У кого в руках мяч, тот называет один из признаков объекта и передает мяч другому. Нужно назвать, как можно больше признаков объекта и не повториться. Например: морковь сладкая, сочная оранжевая, хрустящая, растущая на грядке,
твердая, удлиненной формы.
Усложнение первого уровня: воспитатель называет признак, а дети его значение.
Например:
В. По цвету.
Д. Оранжевая.
В. По форме.
Д. Удлиненная.
В. На вкус.
Д. Сладкая.
Усложнение второго уровня: воспитатель называет объект и передает мяч. Первый ребенок называает объект. Второй - его его признак. Третий - объект, с названным признаком. Четвертый - другой признак нового объекта и т. д.
Например:
В. Морковь.
Р. 1. Морковь сладкая.
Р. 2. Сладким бывает сахар.
Р. 3. Сахар белый.
Р. 4. Белым бывает снег и. т. д.