Сорокина
Игровые технологии в развитии и профилактике нарушений фонематического восприятия у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии в развитии и профилактике нарушений фонематического восприятия у дошкольников
В данной статье рассмотрена одна из проблем правильного и своевременного речевого развития ребенка дошкольного возраста. Проанализированы особенности фонематического восприятия дошкольников. Раскрыты компоненты фонематического восприятия и условия его правильного формирования.
Темочки:
- Игровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2020
Тезисы:
фонематическое восприятие / фонематические способности / речь / развитие речи / дошкольники / phonemic perception / phonemic abilities / speech / speech development / preschool children.
Проблема восприятия фонем у детей с различным уровнем развития речевого аппарата стоит достаточно остро на данный момент. Под восприятием фонем в различных источниках понимается:
a. Функция психики, приводящая к фонематическим изменениям речевого потока. Это специфические психическая деятельность по осуществлению операций выделения, изучения, и различения фонем;
b. Умение воспринимать и различать фонемы (звуки речи) составляющие звуковую оболочку слова.
В статье мы опираемся на следующие определение фонематического восприятия – это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки и их последовательность в словах.
В нарушение функций фонематического восприятия приводит к снижению фонематического слуха. Недостаточное развитие фонем на слух и в произношении, снижает развитие у детей готовности к слуховому анализу. Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно, для правильной диагностики, следовательно, для определения направления КР (коррекционной работы) и правильного ее планирования.
Можно выделить два этапа по формированию фонематического восприятия.
Первый этап подготовительный. Это коррекционно - развивающая работа. У детей развивается в процессе игры, способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у детей развивается внимание и слуховая память. Для коррекционной работы над восприятием фонем (фонематическим восприятием) у детей, предлагаем вам придумать сказочного персонажа. У нас это волшебный зайка и зовут его Ушастик. Ушастик, друг детей и он помогает попасть деткам в волшебную страну «Слушандию» и услышать все волшебные звуки. Помните, что вся работа происходит в игровой форме, только через игру ребенок сможет обучиться и у него будет желание и понимание, так важное для нашей успешной, совместной работы. Ушастик предлагает ребятам научиться слышать то, что они никогда не слышали, или слышать то, на что они никогда не обращали внимание, и поиграть с ним в различные игры в волшебном царстве.
Важно помнить, что должна быть в игре цель, цель должна быть долгосрочная. Ребенок понимает, что, например, когда он начнет слышать он получит какой-то бонус, например, большую наклейку или шарик. Цель для нас конечно долгосрочная и стратегическая, но для ребенка это игровая цель. Мы помним, что ведущая деятельность у дошкольника игровая.
Далее приводятся разработанные нами игры, направленные на развитие фонематического восприятия с участием нашего сказочного персонажа - зайки Ушастика. Для детей мы разработали интересный сюжет, он поможет ребятам переходить от этапа к этапу, не теряя интерес к путешествию. Приведем в пример две игры с проблемными ситуациями.
Игра первая – «Найди такую же коробку»
Цель: развить слуховое восприятие. Для игры используются пластиковые контейнеры из «Kinder» сюрпризов.
Ход игры: Ушастик просит детей попробовать услышать, где из предложенных коробочек находится соль. Коробочки парные, что бы звук не различался в них насыпано одинаковое количество сыпучего материала (соль, мука, рис, горох). Вы можете использовать свои крупы или сыпучие материалы, важно, чтобы они были парными. Одну коробочку (например, с солью, мы кладем перед ребенком, другая остается у взрослого. Просим найти такую же коробочку из оставшихся, тесть с таки же звучанием.
Игра вторая – «Высоко низко»
Цель: развить понимание высокого голоса.
Ход игры: Дети идут по кругу, персонаж (от него действует взрослый, на музыкальном инструменте воспроизводит высокие и низкие звуки. Услышав высокие ноты, дети приподнимаются на носочки, услышав низкие ноты – приседают.
На втором этапе (основном) ведется коррекционная работа над звуками речи. Путешествие с нашим героем продолжается. В этом этапе включены игры, адресованные на фонематический анализ, синтеза представлений, и на различие слов близких по фонетическому составу.
Приведем ниже две игры.
Игра первая - «Придумай»
Цель: развитие фонематических представлений.
Ход игры: «Ушастик» задает условия, а дети, основываясь на имеющемся у них опыте, выполняют задание.
«Придумай слово, начинающееся на звук…» :
• придумай 3,4,5 слов, начинающихся на звук…;
• найди картинку с 3 звуками (какой звук вы сегодня проходите, не называя его;
• найди слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова)
Помните, что наша основная задача не навреди, и если вы видите, что ребенку сложно, то звуки можно простучать, например, или можно положить руку под подбородок опираясь локтем ан стол и попробовать сказать слово по слогам, считая сколько раз опустился подбородок. Еще интересный лайфхак из практики, можно позвать слово по слогам приглашая его к себе, в момент того как слово произносится по слогам рукой махать к себе, считая слоги. Вы сами видите уровень возможностей ваших деток, используйте и модернизируйте упражнения. Главное для ребенка, что бы на занятии он оставался в состоянии успеха, даже при вашей помощи. Фонематическое восприятие — это не врождённый фактор, его можно и нужно развивать.
Игра вторая – «Расставь по местам»
Цель: развитие фонематических представлений
Ход игры: «Ушастик», рассказывает стишок, и ребята выбирают из слов (близких по звуковому составу) предметы, нарисованные на картинке, правильное слово тем самым отвечая в стихотворении. Непосредственно перед заданием просмотрите с воспитанником изображения и посмотрите знакомы ли ему они, не вызывают ли сложности, при возникновении сложностей, расскажите, что на карточке, для того что бы малыш знал.
Я тебе задачу дам – все расставить по местам:
Что сказали мы зимой? Что построили с тобой?
На крючок в реке попал? Может все, хоть ростом мал?
Слова для выбора: дом, ком, сом, гном.
Я опять задачу дам – все расставить по местам:
Что стащил игривый кот? Детям мамочка плетет?
С горы спускается, течет? Что за скользкий, ровный лед?
Слова для выбора: каток, паток, венок, моток.
Представленные методические рекомендации по развитию фонематического слуха, средствами проблемных игровых ситуаций будет содействовать становлению фонематического восприятия. Конечно мы не специалисты, чтобы ставить диагнозы, и, если вы видите, что у ребенка сложности с фонематическим восприятием, его нужно отправить к специалисту логопеду- дефектологу. Восприятие фонем (фонематическое восприятие) требует развития, и здесь мы можем с вами включить игры на развитие фонематического слуха в свою работу.
Мы надеемся, что развивающие (дидактические) игры в процессе формирования фонематического слуха воспитанников, помогут вам заинтересовать ребенка, легко включат его в игровой процесс, развить слуховое внимание ребенка, память, а также сформировать навыки распознавания неречевых звуков, дифференцировать высоту, силу, тембр голоса и многое другое.
Желаем вам удачи и конечно вдохновения в вашей ежедневной деятельности.
Список литературы:
1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников СПб. : Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена: Союз 2000
2. Горбенко Е. Л. Формирование фонетического слуха у дошкольников/, имеющих речевые нарушения // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. – СПб. : Реноме 2012.
3. Конькова Н. В. Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «неречевой звук». – М. : Сфера. – 2013. - №2. –с. 14
4. Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Вылковой, В. И. Селивертова.
5. Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2004