Светлана Аврамова
Игровые технологии в работе школьного логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии в работе учителя-логопеда.
У каждого возрастного периода свой основной вид деятельности, и несмотря на то, что игра эта основной вид деятельности дошкольников, дети младшего школьного возраста также охотно принимают участие в игре. С помощью игры мы формируем предпосылки учебной деятельности, развиваем стойкий интерес к получению новых знаний и умений, развиваем движение органов артикуляции, навыки речевого дыхания, развиваем все компоненты речи.
Темочки:
- Игровые технологии
- Логопедия. Работа логопеда
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2025
Логопедические занятия достаточно сложны для детей. Все потому, что они редко осознают их значимость, поэтому наблюдаются проблемы с мотивацией. Нельзя забывать и о большей нагрузке, которую испытывают дети школьники.
Хочется отметить, что с каждым годом количество детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. У них отмечается недостаточная сформированность высших психических функций, таких как слуховое и зрительное восприятие, внимание и тому подобное. Тут на помощь нам приходят игры.
Логопедические игры направленына развитие различных функций:
- Фонематический слух.
- Развитие речевого дыхания.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие связной речи.
- Развитие лексико-грамматического строя речи.
- Развитие ВПФ.
С помощью игры мы оживляем коррекционный процесс, создаем оптимальные условия для всестороннего развития личности ребенка, его речевого развития. Ведь дети с речевой патологией довольно часто не уверены в себе, нередко отстают в учебе от своих сверстников. Учитель- логопед ненавязчиво вовлекает ребенка в игру, очень важно именно добровольное включение в игру. Игра на логопедическом занятии может быть как самостоятельной технологией, так и быть частью урока. Логопедическая игра имеет четкие цели и задачи, а также предполагаемый результат. Подбор игр осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и конкретного речевого нарушения.
Я использую на своих занятиях настольные игры, игры соревнования, ребусы, кроссворды, «расшифруй слово», «найди и прочитай», также использую игры «Цепочки слов», «1,2,5» и так далее. С помощью этих игр мы развиваем лексико-грамматическую сторону речи.
При несформированности языкового анализа и синтеза, пространственных представлений, лексико-грамматической стороны речи, то есть несформированности речевых и не речевых функций (внимание, память, мышление, может возникнуть нарушение процесса овладения письмом. Здесь нам помогут такие игры, как «Найди слово», «Графический диктант», «Капризный фотограф». Для работы с деформированным предложением использую игру «Паровоз».
Кроме традиционных игр я использую собственные игры, то есть те, которые могут быть придуманы в зависимости от ситуации. Это артикуляционные сказки, игры викторины, ролевые игры, сюжетные игры. Один из персонажей наших занятий это Гном, живет он в красном домике гласных звуков. Игры с гномом способствуют формированию навыков звуко - буквенного анализа и слоговой структуры слова. Сюжет: спаси Гнома от злого гоблина, найди похищенные гласные, или гласные поссорились, помоги гному их помирить и так далее.
Регулярно использую на занятиях нейроупражнения. На входной двери в виде наклеек игра «Ребро, ладонь, кулак», а также нейроигры на автоматизацию звуков. С помощью нейроупражнений и нейрогимнастики мы через тело мягко воздействуем на мозг.
Для автоматизации звуков использую игры на липучках - альбомы на автоматизацию звуков, лабиринты, игры с фонариком, логопедическое лото и другие. Сначала мы учимся произносить звук изолированно, затем в прямых и обратных слогах, в начале слова, в конце и только потом в середине слова, ну и приступаем к автоматизации в словосочетаниях и предложениях. Также в этих целях использую в работе компьютерные игры - логопедический тренажер «Delfa», игры с портала «Мерсибо».
Каждое занятие мы заканчиваем добрыми пожеланиями игра «Добрый клубочек». Передаем его из рук в руки и говорим добрые слова друг другу, тем самым мы расширяем запас вежливых слов и умение их правильно использовать в нужной ситуации. Кроме того, развиваем коммуникативные способности и учимся видеть доброе в окружающих людях.
Итак, во время игры внимание ребенка переводит отрабатываемые моторные и когнитивные навыки на непроизвольный уровень, тем самым снимая напряжение, страх что-то не понять. Игра активизирует и интенсифицирует коррекционно - образовательный процесс.