Получи документы

Развитие ребенка с нарушением зрения

Яна Кищенко
Развитие ребенка с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок с нарушениями зрения — это, прежде всего ребенок. Основное для развития ребенка — чтобы он действовал самостоятельно, приобрел такой же жизненный опыт, какой накапливается у зрячих детей. Кроме того, важно возбудить в ребенке любопытство к окружающему миру.

Социальные навыки

Важно, чтобы ребенок много участвовал в повседневных занятиях семьи и, таким образом, имел представление о том, как, в какое время и каким образом происходят те или иные события. Затем он будет воспроизводить эти занятия в своих играх. У ребенка может быть в семье «свое задание», соответствующее его возрасту и стадии развития. Это повышает самооценку ребенка, и у него появляется желание справляться с более сложными заданиями. Часто он поддерживает контакт с другими людьми речью, так как не может устанавливать зрительный контакт. Поэтому основная задача родителей — вызвать у ребенка интерес к другим детям и их играм.

Познавательные навыки

Чтобы овладеть познавательными навыками, ребенку нужно использовать все сохранные анализаторы: необходимо научиться воспринимать информацию с помощью слуха, осязания, обоняния, вкуса. Благодаря ориентировке на своем теле, а также с помощью движений развивается способность понимать отношения между причинами и следствиями, формируется представление об окружающем пространстве, например, о том, как предметы перемещаются и как изменяются их соотношения и отношение предметов к пространству.

У незрячего ребенка существует большая потребность в словесном описании и конкретном ознакомлении с предметами и местами, в то время, как зрячий ребенок видит их на расстоянии или на картинках. Требуется поддержка, чтобы у ребенка сформировалась правдивая картина мира.

Язык и взаимоотношения

Коммуникация — это взаимные отношения между людьми. Для развития ребенка важно, чтобы как можно раньше между ним и окружающими его людьми установились хорошие взаимоотношения. Тогда ребенок может доставлять радость взрослым. Маленький ребенок выражает желание общаться, подражая звукам и мимике. Взрослые должны давать ребенку возможность играть и дружить с другими детьми.

Зрение

Каждый слабовидящий ребенок видит по-своему. Ребенку полезно использовать даже маленький остаток зрения. Сохранные анализаторы дополняют зрительное восприятие.

Поскольку зрительное восприятие ребенка бывает ошибочным и недостаточным, важно, чтобы окружающим людям было хорошо известно, как он видит.

В окружении ребенка важно уделять внимание освещенности и применять контрастные цвета. Для маленького ребенка составляется индивидуальный план зрительной реабилитации. С его помощью родители вместе с офтальмологом и коррекционным педагогом могут помогать ребенку тренировать зрение.

Компенсаторные навыки

Поскольку с помощью зрения ребенок получает недостаточно информации, ему необходимо овладеть компенсаторными навыками. Особенно важно систематически уделять внимание обучению этим навыкам.

Ребенок начинает чутко реагировать на слуховые импульсы и становится более восприимчивым к запахам.

Ребенка нужно стимулировать к изучению ближайшей окружающей среды на ощупь, развивать мелкую моторику. Так создаются хорошие предпосылки для обучения системе Брайля. Чтобы двигаться самостоятельно, упруго, без страха, ребенку необходимо овладеть навыками в разных областях.

Частое появление навязчивых движений можно предотвратить многообразными играми и физкультурными занятиями.

Навыки самообслуживания

Возможность и упражнение — это ключевые слова в обучении навыкам самообслуживания. То, чему ребенка обучают, следует разделять на небольшие объемы. Кроме того, требуется много времени и терпения. В связи с тем, что у взрослых часто бывает множество дел, возникают стрессовые ситуации. Взрослым иногда тяжело требовать от незрячего ребенка самостоятельности, им «легче» сделать что-то за ребенка самим.

В обучении навыкам самообслуживания очень полезны два педагогических метода:

1) Всегда, когда это необходимо, помогайте ребенку, ставя руки на его руки.

2) Рассказывайте, что вы делаете. Старайтесь употреблять внимательно подобранные, предельно точные слова с описательным значением.

Мелкая моторика

Для развития мелкой моторики имеет особое значение осязательный анализатор. Для того, чтобы упражнять мелкие мышцы рук, можно использовать повседневные ситуации (ребенок застегивает пуговицы и т. д.).Прием «рука на руке» — самый лучший метод обучать ребенка новым навыкам. Ребенок может легко держать предметы под рукой, например, на подносе.

Общая моторика

Так как ребенок не видит, у него нет потребности поднимать голову и держать ее высоко, протягивать руку к игрушке, ползать, или ходить, обследуя окружающее пространство. Иными словами, природный интерес к передвижению теряется. Необходимо этот интерес в ребенке развивать. Важно включать упражнения в бытовые занятия и игры. Это гарантирует достаточный повтор упражнений. Ребенку нужно иметь такой же опыт, какой имеют зрячие дети — это одна из основных предпосылок обучения навыкам общей моторики. Важно, чтобы ребенку было весело, и он смог бы достичь положительных результатов.

Хорошие элементарные навыки ориентировки (передвижение, ориентировка на собственном теле и пространственная ориентировка) создают основу навыков ориентировки молодого и взрослого незрячего человека: он способен ориентироваться самостоятельно, безопасно, эффективно и целесообразно в разных средах.

Публикации по теме:

Индивидуальное коррекционное занятие «Я и мое лицо» для ребенка с нарушением зрения средней группыИндивидуальное коррекционное занятие «Я и мое лицо» для ребенка с нарушением зрения средней группы Индивидуальное коррекционное занятие «Я и мое лицо» для ребенка с нарушением зрения средней группы. Цель: продолжение знакомства с собственным.

Индивидуальное коррекционное занятие «Овощи» для ребенка с нарушением зрения средней группы Индивидуальное коррекционное занятие «Овощи» для ребенка с нарушением зрения средней группы. Цель: повторение характерных признаков овощей.

Индивидуальное занятие «Я и моя семья» для ребенка 4 лет с нарушением зрения Индивидуальное занятие «Я и моя семья» для ребенка 4 лет с нарушением зрения. 1. Развитие общей моторики. Координация речи с движением. Осенью,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие ребенка с нарушением зрения
Опубликовано: 25 февраля 2025 в 11:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие ребенка с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Яна Кищенко (УИ 197876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости
27 февраля 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД