галина харина
Игровые ситуации как средства формирования гендерных представлений у младших дошкольников
Актуальность
Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании. Недостаточное внимание к вопросу воспитания у дошкольников гендерных особенностей приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки-нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов. В детском возрасте у ребенка формируется самосознание, и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость). Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Необходимо учитывать особенности мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье.
Публикация «Игровые ситуации как средства формирования гендерных представлений у младших дошкольников» размещена в разделах
Цель моей работы: Формирование гендерных представлений у младших дошкольников через игровые ситуации.
Задачи:
1. Развивать у детей младшего дошкольного возраста представления о себе, как о представителе определенного пола через игровые ситуации;
2. Формировать поло-ролевые предпочтения и эмоционально-ценностные ориентации у младших дошкольников с использованием игровых ситуаций;
3. Воспитывать формы поведения, соответствующие полу используя игровые ситуации;
4. Повышать компетентность родителей, в вопросе гендерного воспитания младших дошкольников посредством активного участия в жизни группы и детского сада.
Начиная работу по формированию гендерных представлений у детей младшей группы, постаралась создать насыщенную многофункциональную среду для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность. Так в моей группе появились центры: «Хозяюшки» и «Мастера». При организации предметно-развивающей среды группы учла разное содержание и игровые стили детей. Так как девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Поэтому девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои “богатства” – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т. д. и используют при этом все предоставленное им пространство.
Помочь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа «Я – девочка, я – мальчик», для раскрытия гендерных различий между мальчиками и девочками мне помогают следующие игровые ситуации : «Давай познакомимся», «Зеркало», «Кто, чем любит заниматься?» (предпочтение игр, игрушек девочек и мальчиков). «Что кому?» (дифференциация одежды девочек, одежды мальчиков). «Одень малыша». «Выбор профессий» (детям предлагаются карточки с изображением людей различных профессий доктор, парикмахер, повар, милиционер, учитель, летчик, плотник и т. д.). Данные профессии нужно отнести к мужским или женским. «Кто что носит?» цель: учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
Для развития коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности ДОУ я провожу беседы: «Одинаковые и разные», «Как мальчики помогают маме», «Как девочки могут помочь папе», «Как утешить товарища», «У нас дружная семья», «Такие разные дети», «Кто я?», «Какая твоя мама», «На кого ты похож».
Основной формой работы по гендерному воспитанию является игровая деятельность. Так в игровых ситуациях происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игровая ситуация «Семья» формирует представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков, способствует овладению полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье. Игровая ситуация «Прием гостей» : учить детей распределять обязанности по дому при встрече гостей. Игровые ситуации «Строители», «Мастерская», знакомят детей с трудом мужчин, определяют мужскую работу. Игровые ситуации «Парикмахерская», «Больница», «Стирка», знакомят детей с трудом женщин, определяют женскую работу «Кто больше скажет красивых слов о маме, папе», «Кто больше назовет имен мальчиков (девочек)», «Утка и утята». Цель — создание у детей общности переживания, воспитание ответственности за других, формирование у девочек способности и желания заботиться о малышах.
Игровые ситуации, способствующие воспитанию женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности. Совместная трудовая деятельность. Детям предлагаются поручение, где они предварительно распределяют трудовые обязанности в зависимости от пола в целях общего положительного результата, стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки вывешивают.
Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Для того, чтобы обогатить игровые действия, развить игровой сюжета, я провожу наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организую целевые прогулки, на которых обращаю внимание на трудовые действия дворника.
Рассматриваем иллюстрации, сюжетные картинки, фотографии, организую фотовыставки: «Моя семья» с целью формирования представлений о роли матери и отца в семье, о способах заботливого отношения к старшим, формируем у девочек желание быть похожими на маму, у мальчиков – помочь и защитить ее, обогащать знания детей о позитивных примерах мужественного поведения.
Утренний сбор помогает формировать у детей гендерные представления : «Я девочка, я мальчик».
Работу с родителями начала с того, что провела анкетирование. По данным, которых узнала уровень представлений о гендерном воспитании родителей, это помогло мне скоординировать работу, разработала перспективный план работы с родителями. Для полноценного воспитания ребенка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью мною проводятся различные формы работы с родителями : консультации, беседы, наглядная информация по таким темам как : «Гендерное воспитание детей в семье», «Будущая женщина или как правильно воспитать девочку», «Будущий мужчина или как правильно воспитать мальчика», «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста», «Дидактические игры по гендерному воспитанию дошкольников», «Мальчики и девочки - два разных мира», «В семье растет дочь, в семье растет сын», «Игрушки мальчиков и девочек». Совместно с родителями в группе проводятся культурно - досуговые мероприятия: «Папа может все, что угодно», «Хозяйка дома», что способствует овладению мужского и женского поведения в семье
Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по - своему прекрасны! (из книги «Мы мальчики, мы девочки» автор Татаринцева).
Проведенная работа по созданию в группе игровых ситуаций, способствующих формированию гендерных представлений детей, дала положительные результаты:
Через игровые ситуации у детей стали развиваться представления о себе, как о представителе определенного пола;
Появились поло-ролевые предпочтения и эмоционально-ценностные ориентации, выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам;
Начали проявляться формы поведения, соответствующие полу;
У родителей повысилась компетентность, в вопросе гендерного воспитания младших дошкольников посредством активного участия в жизни группы и детского сада.