Наталья Сейбель
Игровые приемы с использованием различных предметов на этапе автоматизации звуков в словах и предложениях
▼ Скачать + Заказать документы
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи. Но введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Поэтому крайне необходимо развивать мелкую моторику и его внутренний самоконтроль за своей речью и деятельностью.
Темочки:
Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер, поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.
Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, развитие мелкой моторики облегчит детям работу по введению нового звука в речь с помощью игры и игровых упражнений.
Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям использую различные игровые приёмы.
Условно разделяю приёмы автоматизации поставленных звуков в речь на четыре группы:
•Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;
•Приёмы, предусматривающие использование различных предметов.
Приёмы на основе дидактических, настольно-печатных игр;
•Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;
Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.
Во-первых, нам могут помочь наши пальцы и пальцы ребёнка. Я предлагаю следующие упражнения.
«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. (звук, слог, слово)
Для упражнений «Колечки», «Пианино» можно предложить и следующее задание : ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [з] – «здоровый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом (здоровый мальчик, здоровый интерес и другие).
«Ладошки». При произнесении звука, слога, слова нажимать указательным пальцем (пальцы меняются) противоположной руки на подушечки пальцев другой руки или нажимать на кружки, нарисованные на каждом пальце картонной ладони. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки.
«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.
Самая большая группа приёмов - упражнения с предметами.
«Собери пирамидку». Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки в том случае, если правильно проговаривает слоговые ряды, слова.
«Кнопочки». Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и другие). Сколько кнопочек – столько повторов.
«Бубен». Ребенок называет картинки или проговаривает слоги, слова с автоматизируемым звуком. Если ребенок произносит слово неправильно – взрослый стучит в бубен.
«Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на капсулу от киндер яйца, проговаривая звук, предложения, чистоговорки.
«Счеты». Ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.
Юла (маленький волчок). Проговариваем речевой материал, пока крутится волчок. Использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.
«Раз – шажок, два – шажок».
Ребенок стоит руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.
Массажный мяч. Проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – катанием, сжиманием.
Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).
Бусинки. Собираем бусы. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р]. Нанизывая большие бусины, ребенок произносит слог громко, а нанизывая маленькие – тихо.
«Большой, маленький».
Ребенок выкладывает поочередно дорожку из больших и маленьких фигурок, одновременно проговаривая слоги или слова. Выкладывая большую фигурку – ребенок говорить громко, выкладывая маленькую – говорит тихо.
Прищепки. Цепляем прищепки на любую фигуру, например, если возьмём зелёный треугольник и зелёные прищепки, то получится ёлочка и иголочки. Присоединение каждой иголочки сопровождается произнесением речевого материала.
«Лови – бросай». Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слова с заданным звуком. Ребенок бросает мяч обратно и повторяет названное слово. Можно повторять, изменяя слово (в ед. и мн. ч., в уменьшительно – ласкательной форме и т. д.)
Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет звук (слог, слово) и бросает мяч взрослом.
«Кубик».
Ребёнок бросает кубик. Выпавшее число укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.
«Лесенка».
Игрушка, или шагают пальцы, поднимаясь и спускаясь по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится отрабатываемый звук, слог, слово.
«Звуковые дорожки».
Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук.
«Часы»
Ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.
«Сухой бассейн».
В песок зарыты мелкие игрушки в названиях, которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок вытаскивает игрушку из бассейна и называет её, придумывает предложение с ней.
«Волчок».
Картинки, на которых изображён предмет, содержащий автоматизируемый звук раскладываются по кругу. Ребёнок запускает волчок. Пока он крутится, ребёнок произносит изолированный автоматизируемый звук. Волчок останавливается, показывает стрелочкой на картинку. Ребёнок называет предмет, изображённый на картинке.
«Антистресс».
Произнося слоги или слова, ребенок перекладывает из одной руки в другую игрушку антистресс.
Выкладывая дорожку из ракушек, шишек, камешек, ребёнок с удовольствием произносит слоги с автоматизируемым звуком.
Приёмы на основе дидактических, настольно-печатных игр.
«Улитка». Ребенок проговаривает изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали - домику улитки.
«Лабиринт». По нарисованному лабиринту ребенок проводит пальцем, проговаривая предложения, чистоговорки. На данной «дорожке» имеются «пробелы», которые сигнализируют ребенку сделать остановку и сделать вдох.
«Ромашка». Собрать лепестки ромашки к её сердцевине. Назвать картинку, изображённую на лепестке.
«Поезд». К паровозу прикрепить вагоны с картинками - предметами, содержащими автоматизируемый звук. Проговорить слова.
«Рыбалка». Ребенок вылавливает удочкой картинки-рыбки, называет свой улов, четко проговаривая автоматизируемый звук. Все картинки - на конкретные звуки.
«Солнышко».
Закрепить правильное произношение звука в словах, упражнять в определении позиции звука в слове. Перед детьми лежит солнышко. И картинки с автоматизированным звуком. Дети украшают солнышко, картинкой называя ее. Затем закрывают глаза, а педагог убирает картинку. Дети определяют, какой картинки не стало, и определяют позицию звука в слове.
По такому же принципу проводятся игры: «Украсим елочку», «Собери бусы», «Узелки», «Соберем цветочки», «Собери яблочки», «Напоем куклу чаем».
«Лото».
Все карточки делятся между детьми. Начинает один из детей, выкладывая карточку, произносит, что на ней нарисовано: «У меня чайник и чайки». Другой ребенок подбирает подходящую карточку: «А у меня чайка и черепаха». Выигрывает тот ребенок, у которого заканчиваются карточки.
Игра «День-ночь»
Выкладываются 6-8 картинок с автоматизируемым звуком. Ребёнок называет картинки. Наступает «ночь» - ребёнок закрывает глаза. Во время «ночи» убирается какая-нибудь картинка или добавляется новая или картинки меняются местами. Наступает «день» - ребёнок открывает глаза. Он должен назвать, что изменилось?
«Соседи».
Перед детьми раскладывается по 3 карточки в несколько рядов с определенным звуком. Ребенок должен без ошибок назвать всех соседей. (Желудь между жуком и жабой, жираф между медвежонком и ежевикой. Когда все картинки будут названы, первый столбик передвигается и игра повторяется. Если автоматизируется звук л, берется слово «около», если з, то предлог "за" и картинки выкладываются в столбик).
«Договаривание предложения по картинке».
«Придумай предложение».
Задача игры – придумать предложение, в котором будет как можно больше слов со звуком Р. Начинаем с предложения из двух слов. Например: Ира играет. Добавляем в него другие слова со звуком Р. Радостная Ира играет с барби. Можно продолжать дальше по цепочке или придумать новое предложение.
«Считалки».
Ребенок отрабатывает речевой материал в стихотворной форме, опираясь на картинки.
«Артисты».
Детям раздается по одной начальной картинке из каждой серии. Остальные перемешиваются на столе. Открывая по одной картинке, дети спрашивают: «Что здесь изображено?». Каждый ребенок определяет, подходит ему или нет, если подходит, составляет предложение и забирает. Получив все картинки, ребенок составляет рассказ, выходит на сцену, и пересказывает. Картинки подбираются с учетом автоматизированного звука.
«Загадки - описания»
Перед детьми лежат перевернутые картинки, в названии которых есть автоматизированный звук. Дети по очереди берут картинку и описывают, остальные, догадываются, о чем идет речь.
Игры и игровые приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям в процессе работы по автоматизации звуков, но и развивают мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе //Дошкольное воспитание, 2008, №8.
2. Бодраченко И. В. Речевые игры: что это такое и как в них играть // Логопед, 2007г.
4. Бохан О. А. Игровые приемы в коррекции звукопроизношения // Логопед, 2006, № 2.
7. Ерошкина С. Т. Универсальные игровые пособия // Логопед, 2007, № 2.
8. Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М., 2004г.
10. Козырева О. А. Лексико-грамматические игры // Логопед, 2004, № 6.