Оксана Еретина
Консультация «Игровые приемы по развитию устной речи у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Игровые приемы по развитию устной речи у детей младшего дошкольного возраста.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Публикация «Консультация „Игровые приемы по развитию устной речи у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Для детей в норме к трем годам речь становиться полноценным средством общения. Они уже понимают окружающих, сами говорят и могут выразить свои требования и желания. Однако встречаются дети в развитии и воспитании которых возникаю проблемы. Это дети которые до трех лет общаются. ; Жестами, мимикой, произносят слова. (лепет,недостаточный словарный запас, бедность речи, плохая дикция. Их можно отнести к категории безречевых детей. Они нуждаются во всесторонней педагогической работе. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. По этому педагогическое воздействие при развитии устной речи детей младшего дошкольного возраста – очень сложная задача для взрослых.
Цель : Развивать устную речь через игровые приемы у неговорящих детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Побуждать детей к подражанию движениям и действиям.
-Развивать внимание,память,творческое воображение и слуховое восприятие.
-Воспитывать коммуникативные навыки,желания объединяться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила
-Активизировать в речи детей глаголы (слова –действия) отвечать на вопросы.
-Способствовать установлению взаимоотношения ребенка со сверстниками и взрослыми,воспитывать дружеские взаимоотношения,культуры поведения.
Для успешного коррекционно-педагогического процесса необходимо с первых же дней расположить к себе детей, для этого используются различные игровые приемы.
Игровые приемы - это способ совместно (педагога и детей) развивать сюжетно-игровой замысел путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
к игровым прием (относятся) : - прием имитации; объяснение; указания; речевой образец; словесное упражнение; повторение (индивидуальное, сопряженное, отраженное, хоровое); вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, репродуктивные, поисковые,показ предмета; движения; игрушки; картинки; показ с называнием; приемы работы с техническими средствами обучения (диафильмы, кинофильмы). В работе по развитию речи применяются разные группы методов - в сочетании с игровыми приемами :
Словесные методы: - беседа, чтение стихов, потешек, прибауток, сказок с использованием наглядности
Наглядные методы: - рассматривание иллюстрационных,сюжетных, предметных картинок ; обыгрывание сказочных героев; приемы работы с техническими средствами обучения (диафильмы, кинофильмы).
Практические методы:- пальчиковые игры ; сюжетно ролевые игры; хороводные игры ; дидактические игры и упражнения ;игры –забавы,игры с правилами.
Игра и рекомендации по ее использованию:
-Игра должна быть доступна по содержанию и движениям, решать задачи коррекционного воспитания и обучения.
-Игра должна быть интересна детям.
-Игра избирается с учетом психофизических и возрастных особенностей детей.
-Игра должна соответствовать программному материалу.
-Перед проведением игры проводится подготовительная работа, направленная на уяснение правил, игровых действий, цели.
- Педагог руководит игрой, оказывает
детям дифференцированную помощь.
Формирование устной речи :
-Научить понимать вопросы: Кто это? Что это?, с Чем, выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит? -Научить понимать вопросы Где? Куда? Откуда? На чем, выясняющие местонахождение предметов, разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки,разложить картинки в нужной последовательности,понимать вопросы к простой сюжетной картине,повершать действия с отобранными предметами по инструкции педагога.
Игры ;«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».
Развитие у детей подражательной речевой деятельности; «Угадай, кто кричит», «Громко - тихо», «Кто как кричит?» А. Барто, «Птицеферма», «Кормление птенцов» - речевая гимнастика, «Кот и мыши» (слово «мяу», «Поезд» (звук У, «Лошадки», «Накорми телят» (ммуу, изменение силы голоса по подражанию, изменение высоты голоса по подражанию («Пи-пи», «Гаф-гаф»,чей пароход лучше гудит? (на звуке У,кто как кричит? (Ау, уа, иа, га-га, пи-пи, мяу,покажи и назови. (Катя, гуси, кот, конь,когда это бывает? (приметы времен года,игра «Автомобили», (произношение «6и-би.»
Особенности занятий с детьми раннего возраста, ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания. Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют, занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения,чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Таким образом, устное речевое развития у неговорящих детей раннего возраста можно успешно преодолеть,используя данные приемы и методы. Они помогут стимулировать речевую активность ребенка и позволят,в большинстве случаев компенсировать речевое недоразвитие ребенка.
Список использованной литературы
Волковская, Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М. :Баласс, 2004.
Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 2 – 3год. -М. :Мозаика-синтез, 2005.
Малетина Н. С., Пономарёва Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
Фалькович, Т. А., Барылкина, Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. - М. : ВАКО, 2005.
Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память // Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.