Лариса Безлюдная
Консультация для родителей «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Безлюдная Лариса Сергеевна.
Тема: Развитие речи у детей младшего возраста.
Самым важным в развитие ребенка младшего возраста является речь.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Речь – важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся друг с другом, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Почему важно развивать речь у детей? Владение речью помогает ребёнку строить отношения со сверстниками и взрослыми, свободно высказывать свои мысли, дружно играть и заниматься другими совместными делами. Развитие речи в первые годы жизни – одна из важнейших образовательных задач, от решения которой зависит обучение ребёнка на следующих возрастных этапах. В данном возрасте происходит переход от ситуативно-делового к внеситуативно - познавательному общению и развитие речи у детей осуществляется в процессе диалога. В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности - в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе непосредственно-образовательной деятельности. В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому. Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи ребенка разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь. Ребёнок в данном возрасте учатся понимать и выполнять поручения воспитателя и родителей, просьбы сверстников, формулировать собственные высказывания. Дети в этом возрасте учатся воспроизводить интонации и темп речи, расширяется словарный запас детей. В этот период необходимо уделять особое внимание на выговаривание детьми звуков. Помимо существительных, вводятся прилагательные («белая чашка», глаголы, наречия («чашка стоит на столе», предлоги («Оля подошла к столу»). Обращается внимание малышей и на словообразовательные возможности языка («половичок лежит на полу», «погремушка гремит», обобщения («игрушки», «одежда», «посуда»). Звукоподражательные и облегчённые слова («ав-ав», «би-би») уже заменяются общеупотребительными («собака», «машина»). В раннем возрасте у детей начинает развиваться грамматический строй речи. Малыши начинают, изменят существительные по числам и падежам: «одна ложка и много ложек»; глаголы по лицам и числам: «я иду, ты идёшь, мы идём»; временам: «мишка идёт, мишка пришёл». Учатся использовать повелительное наклонение глагола («зайчик, попляши»); образуют уменьшительно-ласкательные наименования («куколка», «машинка»); строят простые и сложные предложения («кукла захотела спать, и я положила её в кроватку»).
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка. Для своевременного развития речи ребенка имеет важное значение отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.
Педагогу и родителям необходимо проводить беседы с детьми о том, что находится в поле их зрения. Развитие речи происходит на специально организуемых мероприятиях в детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения, а так же и в повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. В процессе наблюдений так же следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей : обучать сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и различия.
Для того чтобы развитие речи детей раннего возраста, было успешным, усилий воспитателя недостаточно. Многое зависит от родителей и близких ребенку людей. Педагоги советуют мамам, папам и близким ребенку людям чаще разговаривать с детьми, обсуждать различные вопросы "почему растёт цветок?", "какого цвета небо?", "чем покормим котика?" и т. д. Речь взрослого должна быть чёткой и умеренно громкой. Нельзя копировать высказывания ребёнка и произносить слова так, как это делает малыш. Родители могут разыгрывать кукольные спектакли по сюжетам знакомых произведений и сказок, заучивать короткие стихотворения. Следует внимательно относиться к детским вопросам. Если не получается сразу удовлетворить любознательность малыша, то ответ можно дать позже, поискав нужную информацию в книгах. При этом ребёнку обязательно надо сказать,почему сразу не можем ответить на вопрос. Обсуждайте с малышом все, что видите вокруг на прогулке, в магазине, дома. Спрашивайте его, и пусть поначалу ответы будут односложными. Чем больше практики, тем лучше результат! Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым, поэтому в процессе совместной деятельности взрослым необходимо самим ставить больше вопросов. Очень скоро ребенок привыкнет к тому, что вопросы и ответы – это часть его жизни, и начнет интересоваться окружающим миром уже сам.
Общение ребенка с взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит, и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём играет важную роль в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему). В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается.
К речи ребёнка нужно относиться очень внимательно, выполнять рекомендации воспитателя, при необходимости обращаться к логопеду.