Светлана Мельникова
Консультация для родителей «Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей ранней группы
"Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста".
Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать
Не удержишь карандаш-
Не получится пейзаж".
(В. Лирясова).
Публикация «Консультация для родителей „Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления тонких движений пальцев рук и развития активной речи ребенка. В своих работах специалисты подчеркивают, что именно в этом возрасте, в период бурного роста и развития, необходимо обеспечить оптимальный режим двигательной активности детей.
Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?
Специалисты считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Развитие мозга связано с развитием рук. Влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.
Пальчиковые игры являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает четко выполнять движения.
Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами - мозаика, пирамидки.
Использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.
Развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка прекрасно будет развита моторика рук, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических упражнений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).
6. У малыша развивается воображения и фантазии. Овладев всеми упражнениями, он сможет "говорить руками" целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.
Когда начинать заниматься?
В развитии ребенка существует периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период - возраст от 1,5 до 3 лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет большое значение.
Развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:
* стимуляция развития речи у детей младшего дошкольного возраста;
* помощь детям с задержкой в развитии речи;
* подготовка руки к письму у старших дошкольников;
* тренировка внимания, пространственного мышления;
* воспитание эмоциональной выразительности.
Принцип подбора игр
Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика) использует в основном движения сжимания, изредка - растяжения и почти никогда - расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки - большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле - зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального "коэффициента полезного действия" игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:
1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
2. использовались изолированные движения каждого из них.
Перечень пальчиковых игр
* Сорока - ворона кашку варила.
* В гости к пальчику
* Мальчик - пальчик, где ты был?
* Идет коза рогатая
* Мы капусту рубим и др.
Как играть в пальчиковые игры
Перед началом упражнений ребенок разогревает ладони легким поглаживанием до приятного ощущения тепла.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
Выполняя упражнение вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.
При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности все пальцы руки.
Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышцы руки, чтобы они приносили радость.
Группы пальчиковых игр
1. Игры - манипуляции
2. Сюжетные пальчиковые упражнения
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга")
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с само массажем кистей и пальцев рук
6. Театр в руке.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой " гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас ребенка, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.