Семенчева Александра Владимировна
Игровые приемы и игры для развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Чем больше вы общаетесь с ребенком, тем большему он научится. Тон беседы задаете вы сами – отношением, голосом, жестами.
Доброжелательные отношения между родителями и детьми – залог успешности ребенка.
Правильная речь родителя, является средством подражания для детей, т. е. это речевой образец.
Для детей используются игровые приемы:
• Проговаривание и повторение, которые позволяют детям запоминать звуки и правильно произносить их. Важно, чтобы это вызывало интерес у ребенка, он хотел этим заниматься.
• Объяснение – это раскрытие сущности какого-либо образа или явления действиями. Используется для объяснения правил в дидактических играх, раскрытия смысла слов.
• Указание – разъяснение, как надо действовать ребенку, чтобы достичь необходимого результата. Указания бывают обучающие, дисциплинирующие и организационные.
• Оценка – это суждение об ответе ребенка, которое раскрывает уровень усвоения им знаний и речевых навыков. Оценка необходима для того, чтобы дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.
Речевые игры и упражнения должны быть направлены на классификацию предметов, отнесению их к определённой категории, а также на закрепление правильного произношения звуков и формирование в речи ребёнка развернутых фраз и предложений.
1. Подбери словечко
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает ребёнку мяч и называет фрукт, овощ, предмет одежды и т. д. Ребёнок ловит мяч и в ответ называет, чем это слово является.
1. Огурец — это… овощ.
2. Банан — это… фрукт.
3. Медведь — это… животное.
4. Ворона — это… птица.
2. Угадай профессию
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос, касающийся какой-либо профессии. Ребёнок должен отгадать профессию и кинуть мяч обратно взрослому.
1. Кто рисует картины? — Художник.
2. Кто лечит детей? — Врач, доктор.
3. Кто строит дом? — Строитель
4. Кто ловит преступников? — Полицейский.
3. Эхо
Взрослый называет ряд слов, а ребёнок повторяет их.
Обычно слова в этой игре содержат те звуки, произношение которых ребёнку даётся с трудом.
Например, если имеются трудности со звуком [с], ребёнку даются для повторения следующие слова: сад-сани-самолёт, нос-вкус-пылесос, лиса-весы-хвост и т. д.
4. Подбери картинку
Вам понадобится: набор картинок с различными предметами, чьи названия начинаются с гласных звуков.
Взрослый называет любой гласный звук, а ребёнок должен выбрать нужную картинку. Например, на звук [а] подойдут картинки: автобус, арбуз, апельсин и т. д.
По мере развития языковых навыков у ребенка, необходимость в подсказке взрослых отпадает. Старайтесь, чтобы ребенку было нужно заговорить. Не пытайтесь предвосхитить каждую потребность малыша.
Говорите медленно, плавно и четко, используя простые понятные ребенку предложения. Медленная и плавная речь дает ребенку время для обработки услышанных слов, а четкая речь помогает вычленить новые слова.