Оля Лещина
Конспект игрового тренинга для педагогов «Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности. Именно духовно-нравственное воспитание ребенка является основополагающим в процессе становления личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует дошкольных работников на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Публикация «Конспект игрового тренинга для педагогов „Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве ДОУ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи духовно-нравственного воспитания.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Содержанием духовно-нравственного воспитания является формирование таких качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, воспитание начал ответственности. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба, любовь и многих других.
Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.
Сегодня, в рамках игрового тренинга, мы представим вам игровые упражнения, через которые мы осуществляем работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию в образовательном пространстве.
Приглашаем вас подойти к нам и вместе вспомнить «Какие качества формируются у ребенка в процессе духовно-нравственного воспитания».
Игра «Волшебная палочка»
Правила: Приглашаем педагогов встать в круг и вспомнить «Какие качества формируются у ребенка в процессе духовно-нравственного воспитания?» Играющие называют слово и передают «волшебная палочка» другому.
( Ответы играющих: сочувствие, сопереживание, доверие, расположение к людям, доброта, милосердие, честность, справедливость, скромность, трудолюбие, вежливость, тактичность, уважение к сверстникам и старшим.). Спасибо! Как хорошо у нас всё получилось.
Упражнение «Чаша»
- Душа ребенка – это полная чаша. Какими вы хотите видеть своих воспитанников? Какими качествами вы хотели бы их наделить? У каждого из вас есть сердечко, напишите на красной его стороне качество, которым вы хотите наделить своих воспитанников.
Педагоги пишут на «сердечках» качества и размещают их в «чаше» на мольберте.
- Посмотрите, какую яркую, красивую душу, мы хотим видеть у наших детей!
Озвучиваютсякачества,написанныена «сердечках»(добрый,умный,щедрый,сильный,справедливый,заботливый,здоровый,умный и т. д.).
- Дети при разговорах всегда наделяют себя положительными качествами. Вы тоже, как мы видим, хотите наделить детей только хорошими качествами. Тогда возникает противоречие: почему же в наших детях часто мы наблюдаем проявление такого негатива, как агрессия, злость, жадность и т. п.? Чем Вы можете это объяснить (Ответы педагогов) Конечно,вы правы! Поэтому,мы хотим научить наших детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий невосприимчивым к злу в окружающем мире, и способным противостоять ему.
Упражнение «Какие чувства испытывает человек». (Цветик-семицветик)
Перед каждым из вас на столах лежат лепесточки с заданиями. Предлагаю выполнить задание самостоятельно. А потом мы построим «Цветик-семицветик»
Задание. Какие чувства испытывает человек?
- к себе –
- к родителям –
- к ближнему –
- к друзьям –
- к Родине –
- к труду –
- к природе –
Ключевые слова: бережливость, верность, любовь, надежда, почитание, требовательность, вера, забота, милосердие, ответственность, послушание, честность.
Обсуждение выполненного задания. Подведение итогов.
Мы должны помнить, что дети – это наше отражение. И в первую очередь мы сами должны стать носителями духовно –нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения- помогают нам пословицы. Дают возможность каждому человеку задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно.
Вспомните и назовите пословицы о доброте.
Доскажи словечко «Пословицы о добре»
Доброму слову – добрый ответ).
Добрый человек придет, словно свету принесет.
Добрый привет и кошке приятен.
Доброму гостю хозяин рад.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Как аукнется, так и откликнется.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Чем богаты, тем и рады.
Других не суди, на себя погляди.
Чего в других не любишь, того сам не делай.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Друзья познаются в несчастье.
Любишь взять – люби и дать.
Слово лечит – слово и ранит.
Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости.
Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
А сейчас вы улыбнитесь
И ко мне все повернитесь.
Будем сказки сочинять,
Духовно-нравственное воспитание развивать.
Перед вами на столике лежат знакомые персонажи сказок. Выберите себе понравившегося. Я начну, а вы продолжите. (Педагоги сочиняют новую сказку со счастливым концом) - Я весёлый, добрый, шустрый колобок. Я живу в сказочной стране! У меня очень много верных и любимых друзей. Вот они все перед вами. Летом, у моей подружки лисы, был день рождения. А веселились мы вот так…. (Педагоги по очереди придумывают продолжение сказки). Какая добрая, весёлая, приключенческая сказка у нас получилась.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.