Татьяна Серде
Игровой комплекс «Давай услышим море» (по музыке из сюиты К. Дебюсси «Море»)
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться моей программой «На пути к музыке». Игровой комплекс «Давай услышим море» знакомит детей старшей группы с музыкальной сюитой К. Дебюсси «Море» и состоит из трех образовательных мероприятий в рамках НОД.
Игровой комплекс «Давай услышим море»
(по музыке из сюиты К. Дебюсси «Море»)
Образовательное мероприятие №1
Публикация «Игровой комплекс „Давай услышим море“ (по музыке из сюиты К, Дебюсси „Море“)» размещена в разделах
Программное содержание:
С помощью музыки и наглядных средств создать картину «морского путешествия».
Вызвать желание активно участвовать в «плавании», прислушиваясь к музыке и откликаясь на ее изменения.
Активизировать речь детей.
Наглядный материал:
Демонстрационный:
Плоскостное изображение морских животных и рыб.
Карточки с силуэтами моряка, руля, флажков.
Оборудование:
Макет корабля из строительного материала.
Ход образовательного мероприятия:
Музыкальный руководитель приходит в группу и обращается к детям:
Ребята, а вы хотите со мной путешествовать? А на чем мы отправимся в путь — догадайтесь сами (показывает три карточки с изображением моряка, руля, флажков). Ответы детей.
Правильно, на корабле, в морское путешествие. И так, все готовы к плаванию по морю, по морским просторам?
Переходят в музыкальный зал. В зале — макет корабля, вокруг плоскостное изображение морских обитателей.
А вот уже и кораблю ждет нас, усаживайтесь поудобнее, а сопровождать нас в путешествии по морю будет музыка французского композитора К. Дебюсси. Она так и называется «Море»
Как и многие композиторы, Дебюсси любил изображать картины природы и особенно его привлекало море. Музыкой он передавал игру волн, различные состояния моря — спокойное, бурное, взволнованное.
Итак, в путь вместе с музыкой.
Прислушайтесь, как спокойно звучит музыка, медленно и лениво перекатываются волны, будто море только пробуждается ото сна. Спокойно движется наш корабль, и мы можем посмотреть вокруг — сколько диковинных рыб проплывает мимо нас: морской конек, а вон прозрачная, словно стеклянная, медуза. А вон там, вдали, резвятся добрые и милые дельфины. (Беседа ведется на основе диалога с детьми).
Но что это, прислушайтесь. Музыка стала тревожнее, взволнованнее. Наверное, скоро начнется шторм. Капитан, скорее к берегу. (звучит фрагмент «Разговор ветра с морем»).
Как хорошо, что мы успели причалить вовремя. А тем временем на море разыгралась настоящая буря. Волны взлетают высоко вверх и разбиваются о берег. Даже немножко страшно, давайте сядем поближе и послушаем, как разговаривает могучий, сильный ветер с морем. (Слушают музыку).
Да, море бывает не только спокойное, тихое, но тревожное, страшное, бурное. Наше необычное морское путешествие подошло к концу, а «услышать» море нам поиогла музыка К. Дебюсси. В группе послушайте ее еще раз и вспомните о нашем морском путешествии.
Весь ход образовательного мероприятия №1 подразумевает постоянный диалог с детьми, их высказывания, отношение к увиденному и услышанному.
Образовательное мероприятие №2.
Программное содержание:
Эмоционально отзываться на яркие музыкальные образы сюиты «Море»
Поддерживать интерес к музыке с помощью музыкально-дидактических игр
Проявлять творчество и фантазию при создании «живой» картины
Наглядный материал:
Демонстрационный:
Большие карточки синего цвета разных оттенков
Раздаточный:
Набор карточек синего цвета разных оттенков по количеству детей.
Ход образовательного мероприятия:
Музыкальный руководитель обращается к детям:
Сегодня мы опять встречаемся с музыкальной сюитой К. Дебюсси «Море». Но в путешествии отправляться не будем. А поиграем с этой музыкой.
Музыкально-дидактическая игра «Море волнуется раз» (см. приложение)
Музыкальный руководитель предлагает создать живую картину «На дне морском» ( дети по желанию выбирают роли: рыб, волн, водорослей и т. д.)
Музыкальный руководитель напоминает, что изменения в характере музыки должны отражаться в движении (волны спокойные — волны взволнованные и т. д.)
А для этого необходимо вслушиваться в музыку.
После выполнения творческого задания музыкальный руководитель обращается к детям:
Вы еще раз убедились, ребята, что картину может нарисовать не только художник, но и музыка, и даже мы с вами без кисточек и красок тоже своеобразные художники.
Образовательное мероприятие №3.
Программное содержание:
Заинтересовать историей о злом морском волшебнике.
Поощрять стремление помочь обитателям моря.
С помощью коллективной работы создать настроение радости и удовлетворения от истории со счастливым концом.
Наглядный материал:
Фон синего цвета.
Силуэты рыб, морских животных — по количеству детей.
Кисти, розетки для клея, клей — по количеству детей.
Ход образовательного мероприятия:
Музыкальный руководитель обращается к детям:
Ребята, у меня для вас не очень хорошее известие. На морском дне живет злой морской волшебник. Как только он разгневается, тут же взбаламутит все волны, и начинается на море буря. Так было и на этот раз. Из-за бури выбросило на берег всех рыбок, все животные существа. Они же могут погибнуть. Что будем делать, ребята? (ответы детей, предложение помочь, спасти морских животных и рыб). (Входят в зал — звучит фрагмент сюиты К. Дебюсси «Буря»). Даже музыка подсказывает нам, что случилось какое-то тревожное событие. А вон и рыбки, и дельфины, и морские звезды — все на берегу просят помощи. (На полу расположено большое полотно - «Море», вокруг силуэты морских обитателей).
Коллективная аппликация «На дне морском».
Прислушиваетесь, и музыка стала спокойной, тихой, волны потихоньку шепчутся друг с другом.
Этот «кусочек» моря возьмите с собой и покажите его мамам, расскажите как вы «Слушали» море.
Приложение.
К игровому циклу «Давай услышим море»
«Море волнуется раз» авторское)
Игровой материал :
Наглядно-пространственные модели — пирамиды, каждая сторона которых синего цвета разных оттенков, условно передающих различное состояние моря - «море взволнованное», «море бушующее», море спокойное»
Ход игры:
Музыкальный руководитель знакомит детей с пособием, объясняя условные изображения, передающее то или другое состояние моря. Дети слушают музыку, поворачивая пирамиды соответствующей стороной.
В процессе игры развивается у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы.
В качестве музыкального сопровождения использовать фрагменты сюиты К. Дебюсси «Море».