Ирина Буханцова
Игровое пособие «Волшебный телевизор» для экологических дидактических игр по технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Слайды 1. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно.
Дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов.
Наша задача в том и состоит, чтобы помочь ребенку познать, что всё, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, каким бы он ни был – большим или маленьким, является частью чего-то большого и в тоже время из чего-то состоит сам.
Публикация «Игровое пособие „Волшебный телевизор“ для экологических дидактических игр по технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Электричество, бытовые приборы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2019
Слайд 2. Такому всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. В ТРИЗе он называется «Системный оператор».
ТРИЗ – не просто развивает фантазию ребенка, а формирует умения мыслить системно. Способность понимать единство и противоречие окружающего мира.
Слайд 3. Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Системный оператор формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г. С. Альтшуллер)
Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не де-лать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.
Для того, чтобы думать о прошлом – нужна соответствующая информация, нужны знания. Настоящее осознается ребенком на основании анализа и обобщения.
Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Вместе с тем, необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим.
Слайд 4. Я придумала это пособие «Волшебный телевизор» («Системный оператор») на основе игр ТРИЗ из пособия «Занятия по ТРИЗ в детском саду» Гин, С. И. — 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008.-112 с.
Слайд 5. Цель: развивать у детей системное мышление, познавать окружающий мир и мир природы.
Слайд 6. Задачи: Выполняя игровые действия, соблюдать алгоритм деятельности – «мыслительные шаги» :
- выбирается объект, и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.
- определяется подсистема природного объекта (дети определяют, из каких частей он состоит);
- определяется надсистема объекта (его видовая принадлежность по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится);
- рассматривается процесс развития объекта в прошлом (выясняем историю возникновения данного объекта);
- рассматривается развитие объекта в будущем (детям предоставляется возможность представить себе, каким объект станет: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.)
Развивать такие психические процессы как внимание, память, наблюдательность, мышление.
Вызывать положительные эмоции к животным, любовь к родным местам тем самым научить ценить и беречь окружающий мир вокруг нас.
Слайд 7. Это пособие можно использовать во всех возрастных группах успешно решая задачи, соответствующие возрасту детей.
Это пособие можно использовать как для непосредственно образовательной дея-тельности, для индивидуальной работы с ребёнком так и для самостоятельной дея-тельности детей.
Слайды 8,9. У нас «Волшебный телевизор» («Системный оператор», каждый год видоизменялся, сначала он был как домик с дорожками. У домика была радужная крыша, с железными кружками. С помощью магнитов можно было закрепить любое изображение. Четыре полоски-дорожки (жёлтая, красная, зелёная, белая) были вставные. Мы играем с детьми используя картинки и символы «Путешествие животного по временам года», «Расскажи о животном» (овоще, фрукте, «Хорошо - плохо», «Что умеет делать?», «Все в мире перепуталось», «Чем был - чем стал», «Где живет?», «Давай поменяемся». И др.
Для средней группы трёхэкранка «Волшебный светофор».
Слайд 10 Для среднего и старшего дошкольного возраста мы сделали «Волшебный телевизор» (Пятиэкранка). Он состоял из пяти экранов и вставных для картинок дорожек.
Слайд 11. Для подготовительной группы мы сделали «Волшебный телевизор» («Системный оператор», Девятиэкранка). Преимущество его – эта магнитная доска, и с помощью магнитов, магнитных цифр и букв мы можем его изменять для нужной нам игры. Он может быть как пятиэкранный, так и девятиэкранный. Мы сделали прозрачные кармашки, если надо разместить несколько картинок. Он может быть навесным для НОД и для подгрупповой игры, можно и играть на столе для подгруппы или индивидуальной работы, а также для самостоятельных игр детей.
Игры.
Слайд 12. Самые первые элементарные представления о объекте доступны уже детям третьего года жизни. На окнах волшебного телевизора можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материал и др. в зависимости от цели занятия. По этой дорожке путешествует Герой (объект) и с ним происходят самые невероятные изменения.
В гости к детям приходит, например, Колобок. Он какой? Круглый, румяный, мягкий, веселый…. Решил Колобок погулять по разноцветным дорожкам. Колобок отправился в путешествие и покатился по красной дорожке. Каким он стал? (Красным) На что похож? (на помидор, красное солнышко, цветок, красное колечко от пирамидки, шарик у погремушки и т. п.) Как думаете – понравилось ему? Чем, почему? А потом он посмотрел вокруг – весь мир тоже стал красным… и т. д.
Слайд 13. «Волшебный телевизор» Игра «Земля, вода, воздух» (с 3-7 лет)
С пособием дети играют на столе, с тремя полями: воздух (голубое, земля (коричневое, вода (синее).
Материал: предметные картинки – животный мир.
Цель игры: Продолжать совершенствовать знания детей о животном мире, формировать умения классифицировать: дикие животные, домашние животные, птицы, рыбы. Закрепить названия животных, птиц, рыб, различать их по внешнему виду, находить сходства. Развивать зрительную память, внимание, усидчивость, моторику рук, связную речь. Воспитывать интерес и уважение к живой природе.
Ход игры: Картинки разложены на столе рисунком вниз. Воспитатель предлагает детям по очереди брать картинки, назвать, кто нарисован на картинке, положить картинку на нужное поле, объяснить свое действие. Например: синичка - это птица, она летает на небе, медведь - это дикое животное, он живет на земле в лесу.
Слайд 14. «Волшебный телевизор», игра «Трёхэтажный дом» (средняя группа)
Цели: развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте.
Этот трехэтажный дом необычный, в нем живут не люди, и разные предметы. На втором этаже живут они сами. Например: ромашка
На первом этаже живут, отдельные части этих предметов. Части цветка: лепестки, серединка, стебелек, листочки, корни.
А комнаты на третьем этаже - это места, в которых могут быть эти предметы. Где, в каких местах может быть ромашка? Клумба, букет, ваза с цветами, поляна в лесу.
Итак, три этажа: места — предметы — части. А быстро передвигаться по этажам поможет лифт.
Воспитатель предлагает «покатать на лифте» грибок, медведя, воробья и др. Работа с «системным лифтом».
Все жители домика тоже вышли погулять, а потом забыли, кто на каком этаже живет. Помогите им вернуться.
Воспитатель предъявляет наборы из трех карточек, нужно расставить по порядку: место — предмет — часть (надсистема, система, подсистема).
Примерные наборы карточек:
клюв, птица, голова;
дерево, лист, ветка;
заяц, хвост, куст и др.
Слайд 14. «Волшебный телевизор» игра «Светофор» (Трёхэкранка) (средняя группа)
Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».
Материал: предметные картинки – животный мир.
У «Светофора» красный цвет означает надсистему объекта, желтый – систему, зеле-ный – подсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
Ход игры: 1 Если я дотронусь указкой до зелёного цвета– вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине (лиса, медведь и др.). Если я покажу вам желтый цвет, вы скажите, как эту картину можно назвать (дикие животные, звери). А если красный – определите, частью чего является сюжет картины (леса).
Слайд 15. «Волшебный телевизор», игра «Пятиэкранка»
В экране №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить на вопрос: «Кто (что) это? Что делает?
В экране № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы рассказать: какое оно, из чего состоит?
В экране № 3 мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект?
В экране № 4 познакомимся с прошлым объекта.
В экране № 5 представим, каким он может быть в будущем.
Слайд 16. Пример: 1 Система: заяц. 2 Подсистема: глазки, носик, длинные ушки, мягкие лапки, пушистый хвостик. 3 Надсистема: лесные животные. 4 Прошлое: раньше заяц был маленьким зайчонком, о нём заботилась мама-зайчиха, она кормила его молочком, учила добывать пищу, прятаться от хищных зверей. 1 Настоящее: сейчас заяц взрослый, он красивый, сильный, ловкий и пушистый. 5 Будущее: заяц будет взрослеть, превратиться в старого, мудрого зайца, который будет заботиться о своих внуках. Антисистема: заяц боятся волка, потому, волк охотится на зайца и может его съесть.
Слайд 17. Для словесного восстановления можно использовать стихотворение М. С. Гафутулина
«Что-то» автор М. С. Гафутулин.
Если мы рассмотрим что-то…
Это что-то для чего-то…
Это что-то из чего-то…
Это что-то часть чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри!
Слайд 18. «Волшебный телевизор», игра Девятиэкранка
В экране №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить на вопрос: «Кто (что) это? Что делает?
В экране № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы рассказать: какое оно, из чего состоит?
В экране № 3 мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект?
В экране № 4 познакомимся с прошлым объекта.
В экране № 5 мы узнаем, каким он был раньше, из чего состоял.
В экране № 6 – где он жил в прошлом.
В экране № 7 представим, каким он может быть в будущем.
В экране № 8 – из чего он будет состоять в будущем.
В экране № 9 – где он может жить или находиться в будущем.
Слайд 19. «Волшебный телевизор», игра «Цыпленок»
«Ой, какой желтенький комочек! Ты знаешь, кто это? (Цыпленок) А что у него есть? (лапки, клювик, глазки, и т. п.) А чем он был раньше, откуда появился? Да, представляешь, из яйца вылупился вот такой цыпленок! А когда подрастет, кем будет? (курицей или петухом). А давай посмотрим, где он живет? Как называется его домик? (курятник). А как же можно назвать одним словом цыпленка, курицу, петуха, кто они? (птицы или домашние птицы). …
Слайды 20, 21. Итак, в старшем возрасте мы соблюдаем правильную последовательность, так как она дает более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему.
Но также эту систему можно рассмотреть с детьми с разных точек зрения, в зависимости от того, какие задачи нам необходимо решить. И открывать только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели. При этом достаточно рассмотреть систему только по вертикали, или по горизонтали, открывая по три и даже два «окошка».
Загадка о лисе.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
Из загадки уже понятно, где лиса живет и чем занимается, но подробно описать внешний вид животного нам поможет подсистема:
Шерсть у лисы рыжеватая с золотистым отливом, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапы стройные, тонкие, хвост длинный и пушистый. Хвост для лисы, как руль, помогает на поворотах, когда охотится на мышей и мелких грызунов. На кончике хвоста мех у лисы белый. Не только для красоты. Когда вечером, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста служит для них ориентиром, не дает потеряться. С наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. На лапках вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка валенки надела.
Слайд 22. «Волшебный телевизор», игра «Классификация растительного мира»
Цели: систематизировать знания детей о растениях; развивать умение переключать внимание; развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации.
Оборудование: карточки с рисунками, «Волшебный телевизор».
1. Упражнение на классификацию. Воспитатель показывает много различных карточек. У меня есть карточки: береза, ромашка, мухомор, капуста, клубника. Я их раскладываю в пятиэкранник. Давайте придумаем название каждой экрана. (Дети называют «деревья», «цветы», «грибы», «овощи», «ягоды».)
А эти растения куда надо положить (ель, яблоня, тюльпаны, подснежник, василек, боровик, морковка, свекла, лук и др. ?
Желательно, чтобы дети раскладывали карточки по выделенным пяти группам самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя.
2. Упражнение на классификацию (продолжение). Воспитатель предлагает посмотреть внимательно на «Волшебный телевизор» и подумать, нельзя ли внутри каждой из пяти частей растения разделить еще на какие-нибудь группы.
В результате выделяются следующие группы (названия условные) :
деревья: «с иголками»- хвойные, «с листьями»- лиственные, «со съедоб-ными плодами — фруктами»- фруктовые;
цветы: «выращивает человек», «растут сами» (в лесу, поле, на лугу);
грибы: съедобные, несъедобные;
овощи: «подземные» и «наземные»;
ягоды: «лесные» и «садовые».
Желательно, чтобы дети устно добавляли названия других растений из этой же группы (А какие еще цветы, которые растут сами, вы знаете? А еще какие-нибудь «подземные» овощи бывают).
По желанию воспитатель может выделить дополнительные группы (можно разделить фруктовые деревья на растущие «у нас» и «не у нас», ввести понятие «комнатные цветы» и др.).
В конце необходимо подчеркнуть, что групп, на которые можно разде-лить растения, на самом деле не пять, а гораздо больше; но дети еще имеют недостаточно знаний для этого.
Слайд 23. «Помоги герою» (метод Робинзона, с 6-ти лет)
Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению ма-лышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.
Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или придуманной ситуации.
И ещё очень много можно придумать игр с «Волшебным телевизором»