Получи документы

Игровая технология «Бусоград» как средство развития зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с ТНР

Наталия Басова
Игровая технология «Бусоград» как средство развития зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

(2 слайд) В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Большинство детей имеет нарушение зрительно-моторной координации. Движение рук бывают неловкими, несогласованными. Дети испытывают затруднения в рисовании, в овладении навыками письма. Это обусловлено слабостью мелкой моторики пальцев рук, недостаточно сформированными навыками зрительно-двигательной координации, а также произвольного внимания, зрительной памяти.

Публикация «Игровая технология „Бусоград“ как средство развития зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах

Учитывая все эти трудности, необходимо как можно раньше проводить коррекционную работу по развитию зрительно-моторной координации.

(3 слайд) Зрительно-моторная координация – сложная когнитивная способность, играющая важную роль в процессе развития ребенка, а также его последующем полноценном обучении в школе.

По данным М. И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

(4 слайд) В работе по данной проблеме необходим комплексный подход, подбор разнообразных средств, направленный на развитие всех компонентов зрительно-моторной координации. Одним из таких средств является игровая технология «Бусоград». Автор данной технологии - Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, педагог дополнительного образования, руководитель своей театральной студии.

Данная технология «Бусоград» - это комплекс разнообразных форм творческого самовыражения, обеспечивающий развитие всех компонентов речи. Методы данной технологии заключаются в создании различных линий, дорожек, фигурок, букв, геометрических фигур, картин и сюжетов.

(5 слайд) Целью технологии является - развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Задачи:

- Формировать навыки пространственной ориентировки.

- Обогащать и активизировать словарь (по лексическим темам).

- Развивать связную речь.

- Развивать звукопроизношение и фонематический слух.

- Развивать коммуникативные навыки.

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать образное мышление.

- Воспитывать интерес к художественному слову (чтение художественных произведений, организация беседы по прочитанному).

(6 слайд) В работе с игровым пособием «Бусоград» М. И. Родиной выделяют следующие этапы: подготовительный, конструктивный, творческий.

I этап. Подготовительный.

(7 слайд) Работа начинается со знакомства с бусами. (Дети рассказывают о цвете, определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим. Берут в руки бусы, внимательно их осматривают и исследуют, производят различные манипуляции, упражнения). Развивают тактильные ощущения, которые в свою очередь являются мощным импульсом в кору головного мозга, что положительно влияет на развитие речи.

«Шкатулка»

Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта. Её можно потрясти и услышать звук. На что он похож этот звук? (Ответы детей).

Шкатулочка открывается, бусы появляются.

«Вертушка»

Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!

Потанцуйте, не ленитесь,

А теперь опять сложитесь и тихонько спать ложитесь.

(Бусы лежат на ладони. Одной рукой (пальцами) поднять медленно бусы и вращать кистью руки ускоряя, а затем замедляя вращение бус до полной остановки. Кладём бусы обратно в ладошку. Затем также берём и вращаем другой рукой).

II этап. Конструктивный.

(8 слайд) Работа ведется над выкладыванием отдельных предметов, сопровождается стихами и речевыми упражнениями. Упражнения привязываются к лексическим темам. Работа начинается с парой бус, усложняются картинки и действия с ними: например, на парусник нужно подуть – «с-с-с», по крыше дома стучит дождик – «кап-кап» и т. д.

(9 слайд) III этап – творческий (самостоятельное составление предметов, заполнение контуров, придумывание сказок). Третий этап работы предполагает творческую активность ребёнка. На данном этапе при работе с бусами можно придумать много разных игр и образов, сюжетную картину. «Узоры»

В игре предлагается взять нить бус и бросить на поверхность с небольшой высоты. Затем дети должны назвать, на что похоже данное изображение.

Применение бус в работе безгранично. Я использую бусы на индивидуальных занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, на итоговых подгрупповых занятиях, на кружке «Я – артист».

(10 слайд) Работа над выкладыванием фигур, отдельных предметов тесно связана с тематическим планированием. Например, тема «Осень». Детям дается задание на ориентировку в пространстве. Сначала мы учимся по отдельности изображать с помощью бус: тучи, деревья, птиц. Затем детям предоставляется возможность самим сконструировать целую картину и придумать связный рассказ. Затем заучиваем стихотворение про осень.

В ходе рассказывания по наглядной демонстрации хорошо знакомой сказки, детям предлагается выложить небольшой сюжет из бус. На таком занятии может быть использована как авторская сказка, которую придумывает сами дети. Составляем коллективный рассказ по цепочке.

При этом остальные дети не только смотрят и слушают, но и являются активными участниками сказки, выполняя предложенные задания, а в заключении после прослушивания нескольких рассказов выбирают, чей рассказ лучше, тем самым аргументируя ответ.

На подгрупповых занятиях дети выкладывают предметы по образцу, затем самостоятельно. Играя с бусами, дети могут максимально проявить свою фантазию, создавая различные персонажи, отражают их качества и «проигрывают» действия своих персонажей, что способствует развитию речи и накоплению словаря.

Во время игр дошкольники учатся задавать различные вопросы, поддерживать беседу, развивают умение отвечать на вопросы партнёра, закрепляют навыки вежливого общения с окружающими. Ребята действуют в совместной деятельности со сверстниками, что развивает коммуникативные способности.

(11 слайд) На индивидуальных занятиях дети произносят звуки, слоги с перебором бусинок. Дети сочетают работу с бусами с проговариванием чистоговорок, скороговорок.

(12 слайд) На занятиях по обучению грамоте конструируют изученную букву, придумывают предмет и выкладывают его образ. Отгадывают букву по заданному элементу, придумывают слово на заданный звук.

Тем самым у детей развивается зрительно-моторная координация, творческое воображение, речь. При выполнении самостоятельных творческих заданий дети сами определяют последовательность работы и терпеливо ждут своей очереди, уступая друг другу.

Технологию «Бусоград» можно использовать на разных возрастных этапах, так как выкладывать различные образы, придумывать о них сказочные истории будет интересно всем и старшим, и младшим воспитанникам.

При проведении работы по развитию зрительно-моторной координации, необходимо помнить о главном условии успешности этой технологии – ребенку должно быть интересно. Нужно действовать от простого к сложному.

(13 слайд) Одна из сильных сторон этой технологии в том, что в ней предлагается целая воспитательная система, направленная не только на формирование речевых, коммуникативных, зрительно-моторных навыков, но на воспитание тонких качеств личности, таких как: внимание друг к другу, терпение, понимание, забота и доброжелательность, умение работать в коллективе.

Таким образом, совместная работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, через выбор методов, средств и форм обучения создает фундамент эффективной работы, включающий в себя положительную мотивацию и знания, приобретенные в ходе работы.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализация данной технологии обеспечивает положительную динамику в развитии ребёнка дошкольного возраста с нарушениями речи.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Индивидуальное коррекционное занятие «Одежда» по развитию зрительно-моторной координации для дошкольника с нарушением зренияИндивидуальное коррекционное занятие «Одежда» по развитию зрительно-моторной координации для дошкольника с нарушением зрения Индивидуальное коррекционное занятие по развитию зрительно-моторной координации для дошкольника с нарушением зрения. Цель: формирование.

Индивидуальное занятие по развитию зрительно-моторной координации для дошкольника подготовительной группы с нарушением зрения Индивидуальное занятие по развитию зрительно-моторной координации для дошкольника подготовительной группы с нарушением зрения. Задание 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая технология «Бусоград» как средство развития зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 6 ноября 2024 в 15:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая технология «Бусоград» как средство развития зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Басова (УИ 501173) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД