Марина Филина
Конспект игровой ситуации по ознакомлению с окружающим с детьми старшей группы «Зима. Зимующие птицы»
Тема: Зима. Зимующие птицы
Цель. Расширять представления о жизни птиц зимой, формировать экологическую культуру.
Предварительная работа. Чтение рассказа В. Зотова «Снегирь», наблюдение за зимующими птицами во время прогулки.
Публикация «Конспект игровой ситуации по ознакомлению с окружающим с детьми старшей группы „Зима, Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование. Картинка с изображением снеговика, предметные картинки с изображениями птиц (синица, снегирь, дятел, голубь, ворона, воробей, сорока, «снежок>> из ваты и марли, деревянная кормушка, корм для птиц (овес, пшено, семечки, крошки белого хлеба и др.).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель здоровается с детьми, демонстрирует картинку с изображением снеговика и сообщает: «Сегодня на занятие к нам в гости пришел Снеговик. Он хочет загадать вам загадку». Воспитатель читает загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это. (птица).
А. Шашков
Дети отгадывают загадку - заканчивают стихотворение. Затем воспитатель уточняет у детей, какое наступило время года.
2. Дидактическая игра «Зимующая или перелетная».
Воспитатель спрашивает у детей, что происходит с птицами зимой. Дети отвечают, что некоторые птицы улетели осенью на юг (перелетные птицы, а другие остались зимовать (зимующие птицы). Воспитатель предлагает детям «поиграть в снежки». Воспитатель кидает «снежок» ребенку и называет птицу. Ребенок возвращает «снежок» воспитателю, определяя, какая это птица — зимующая или перелетная. Картинки с изображением зимующих птиц воспитатель выставляет на наборное полотно.
3. Дидактическая игра «Закончи предложение».
Воспитатель предлагает детям закончить предложение: «У синицы грудка желтая, поэтому ее называют. >> Дети заканчивают предложение: «желтогрудая». Далее воспитатель предлагает закончить следующие предложения: У вороны черные крылья, поэтому ее называют. (чернокрылая).
У дятла длинный клюв, поэтому его называют. (длинноклювым).
У снегиря красная грудка, поэтому его называют. (красногрудым).
У сороки белые бока, поэтому ее называют. (белобокая).
4. Динамическая пауза.
Пальчиковая гимнастика «Снежинки>>
Воспитатель рассказывает стихотворение и показывает действия. Дети повторяют слова и действия за воспитателем.
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Ритмичные удары пальцами левой руки,
начиная с указательного по ладони правой руки.
Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой руки,
начиная с указательного, по ладони левой руки. И снежинки люблю.
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ- разжать.
В ладошке вода.
Куда же исчезли снежинки? На первый вопрос сжать кулаки, на второй-
Куда? разжать.
Растаяли хрупкие льдинки- лучи. Мелкие потряхивания расслабленными
Как видно, ладошки мои горячи. ладонями
5. Дидактическая игра «Отгадай загадку».
Воспитатель сообщает, что Снеговик приготовил для детей загадки о зимующих птицах. Дети отгадывают, о какой зимующей птице говорится в загадке.
Я в берете ярко-красном,
В серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все. (дятел).
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орел - а все же птица!
(Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом нa pябинe
Он появится опять.
(Снегирь)
Непоседа-невеличка, .
Желтогрудая птичка,
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня….(синичка)
Меня сизокрылым
Все с детства зовут.
Как символа мира
И любят, и чтут.
(Голубь)
6. Беседа «Как помочь птицам зимой?>>
Воспитатель спрашивает у детей, как можно помочь птицам зимой.
Дети отвечают, что можно сделать кормушки и подкармливать птиц, чтобы они не замерзли и не погибли зимой. Воспитатель демонстрирует детям кормушку и задает вопрос: «Кормушка сделана из дерева, значит, она какая?» Дети отвечают: «Кормушка деревянная».
Воспитатель рассказывает детям: «У кормушки есть дно, бортики и крыша. Бортики должны быть высокими, чтобы ветер не сдувал корм. Крыша защищает от снега и дождя. ” Затем воспитатель спрашивает: «Какой корм можно положить в кормушку?» Дети помощью воспитателя отвечают, что кормушку можно положить крошки белого хлеба, овес, пшено, семечки, несоленое сало и т. п.
Воспитатель читает детям стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель обсуждает с детьми правила кормления птиц. (Не сорить во время подкормки, не оставлять мусор, кормить в одно и то же время (птицы привыкнут и будут прилетать ко времени кормления, не класть много корма (класть столько корма, чтобы именно подкормить, поддержать в трудное время).)
7. Итог. Оценка деятельности детей.
Воспитатель оценивает деятельность детей на занятии и предлагает вместе повесить кормушку для птиц на участке для прогулок.