Гузель Мустаева
Игровая программа «Музыкальный калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Автономное Учреждение ДО Советский район
«Центр «Созвездие»
Открытое занятие
по теме
«Современный урок музыки в рамках ФГОС ООО»
Выполнил: Мустаева Гузель Наилевна
Педагог дополнительного образования
Направленность: Художественно-эстетическая
Тема: Музыкальный калейдоскоп
Тип занятия: Музыкально-тематическое
Публикация «Игровая программа „Музыкальный калейдоскоп“» размещена в разделах
Цель: Создать условия для вовлечения детей в музыкально-творческую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
• Обобщить знания детей, полученных на занятиях в процессе музыкально-образовательной деятельности;
• Совершенствовать навык хорового пения;
• В процессе занятия выявить уровень музыкальных знаний
Развивающая:
• Способствовать развитию творческой активности детей, интеллекта, внимания, находчивости, навыков игры на музыкальных инструментах.
Воспитательные:
• Способствовать обогащению духовного мира детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус;
• Прививать интерес к музыке и мультфильмам;
• Способствовать развитию навыков общения и коллективного творчества детей;
Планируемые результаты:
Личностные:
У учащихся будет сформирована готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные:
Обогащение восприятия окружающего мира. Получат опыт музыкальных впечатлений, разовьют умения анализировать, сравнивать, обобщать, установят взаимосвязь музыки и изобразительной деятельности, музыки и кино (мультфильма)
Предметные:
Усвоение знаний о музыкальных инструментах, нотной грамоты, овладение игрой на музыкальных инструментах, способность оценивать и анализировать музыкальное произведение.
Оборудование для педагога:
• видео - материалы;
• технические средства - компьютер, проектор, микрофоны, акустическая система;
• музыкальная аппаратура - синтезатор;
• музыкальные инструменты – шумовые (бубен, маракасы, треугольники, ксилофон, трещотка, колокольчики, ложки);
• раздаточный материал (нотки, листовки)
Виды деятельности:
• слушание музыки
• смотр видео – материала
• вокально-хоровая работа
• работа с музыкальными инструментами.
Методы и приемы:
• наблюдение
• использование видео - материала
• аналитический
• практический
• наглядный
Ожидаемый результат:
Применят полученные навыки на практике – организуют оркестр, отгадают ребусы и музыкальные загадки, узнают знакомые песни из мультфильмов.
Уровень исполнения: Хороший. Учащиеся самостоятельно оценивают свои достижения. Педагог эмоционально поддерживает ребенка. Атмосфера дружеская.
Ход занятия
(дети входят в класс под музыку из мультфильма, «от Улыбки»)
(в классе расставлены столы на три команды)
- Здравствуйте дети!
(дети здороваются)
- Прошу вас разделиться и занять позиции
(дети делятся на команды и занимают свои столы)
- Музыка из мультфильмов – это не просто знакомые с детства интонации, они очень близки сердцу и поэтому такие родные. Для вас я подготовила специальную подборку, где собраны наиболее яркие эпизоды мультфильмов в которых звучат образцы удивительной музыки. Благодаря им вы с удовольствием насладитесь прекрасным сюжетом, встретитесь с любимыми персонажами и, конечно же, послушаете популярные произведения отечественных композиторов.
- И так, начинаем наше увлекательное путешествие. Для начала, нам нужно придумать название команд, но так, чтобы это было музыкальное название.
(Команды совещаются и придумывают название)
- Поприветствуем нашу первую команду и пожелаем им удачи!
(дети говорят название команды, остальные хлопают)
- Приветствуем вторую команду и желаем им удачи!
(дети говорят название команды, остальные хлопают)
- И, наконец, приветствуем команду номер три и пожелаем им удачи!
(Дети говорят название команды, остальные хлопают)
- Как известно, любая игра начинается с разминки.
Загадаем вам ребятки очень трудные загадки
Отгадаешь, не зевай, дружно хором отвечай!
1. Со мной в поход легко идти, со мною весело в пути
Я и крикун, я и буян, я звонкий круглый. (барабан)
2. Движенья плавные смычка, в них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив, играет нежно. (скрипка)
3. Молодёжь из разных стран лихо пляшет под. (баян)
4. Коля взялся очень рьяно за игру на. (фортепиано)
5. У этого инструмента есть и струны и педаль,
Несомненно, это звонкий, это чёрный наш. (рояль)
6. Он по виду — брат баяна, где веселье, там и он
Я подсказывать не стану. Что это?. (аккордеон)
(Каждой команде поочередно задается вопрос)
(Разминка – слайд № 3)
- Какие молодцы! Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами отправляемся дальше и следующее наше задание «На каком музыкальном инструменте играли наши герои мультфильмов»
(1 тур – слайд № 4-12)
(Каждой команде поочередно задается вопрос, затем слушаем, как звучит данный инструмент)
- Какие замечательные знатоки! Дальше мои дорогие мы с вами угадаем музыкальные загадки!
(Здесь можно привлечь детей старшего возраста, клоунов «Мажор» и «Минор», в процессе игры они могут загадывать музыкальные загадки и помогать командам в конкурсах)
Музыкальные загадки :
1. Каким ключом не откроешь дверь? (скрипичный ключ);
2. Какую ноту кладут в суп? (соль);
3. На пяти проводах отдыхает стая птах? (ноты);
4. Семь ребят на лесенке заиграли песенки (ноты);
5. Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан);
6. Он похож на погремушку, только это не игрушка (маракас).
(«Загадки – слайд №13)
- Какие молодцы! Как мы хорошо знаем мультфильмы. Это радует.
- Ну что же, и с этим мы с вами справились, а теперь смотрим опять на экран, следующее наше задание называется «Угадай, какая мелодия зашифрована»
(На усмотрение педагога, можно каждому раздать воздушные шарики. Чья команда быстрее надует. Или, например, задать ритм для надувания. Ритм можно изобразить на доске в виде любого предмета или нот.
Сильная доля слабая доля слабая доля
Например: –
Если дети незнакомы с ритмом, то педагогу можно показать где сильная, а где слабая доля и прохлопать, а потом можно надувать шарики. Или показать четверть, две восьмые. Так же прохлопать сначала.)
- А мы с вами ребята не просто соревновались, кто быстрее надует, мы с вами сделали упражнение для дыхания и теперь можно смело петь песни)
(Каждой команде дается задание угадать, какая песня из мультфильма зашифрована. После того как дети угадали, команды поют 1 куплет и припев. Чтобы дети не устали, можно танцевать и петь возле своих мест).
(2 тур – слайд № 14-25)
- Замечательно! Как хорошо и дружно вы отвечаете. Ни одна команда не сдается и борется за баллы! Ну, пока наше жюри совещается, мы с вами переходим к конкурсу «Знаток музыки»
Конкурс "Знаток музыки"
1) Как звали героиню сказки, которая, впервые попав на бал, очаровала короля и принца своей чудесной песенкой? О ком эта песенка?
2) Назовите любимый муз. Инструмент Карабаса-Барабаса (Труба)
3) Какой цветок имеет музыкальное название? (Колокольчик)
4) Как зовут самого доброго, а главное поющего кота, который призывал всех жить в дружбе и согласии? (Леопольд)
5) Какой инструмент можно смастерить из тростинки, если сделать в ней дырочки? (Дудочка)
6) Как называется профессия человека, который исполняет песни? (Певец)
7) Как называется песня, которую поют перед сном? (Колыбельная)
8) Профессия человека, который пишет музыку? (Композитор)
9) Назовите главную песню нашей страны. (Гимн)
10) Какую песню пела мама-коза, чтобы козлята открыли ей дверь? (Напеть песню)
11)Назовите музыкальный инструмент, на котором играет крокодил Гена? (Гармошка)
12) Назовите первую музыкальную ноту. (До)
(Знаток музыки – слайд №26)
- Какие вы молодцы!
- Не устали? Мы с вами и пели и танцевали, а теперь, мы узнаем, какие музыкальные инструменты вы знаете.
(Музыкальные инструменты – слайд №27, здесь, чья команда быстрее перечислит инструменты)
- Хорошо, а теперь команды, назовите мне, пожалуйста, какой инструмент лишний и почему?
(дети отвечают и говорят, почему данный инструмент является лишним)
(Убери лишнее - слайд №28)
- И так мои дорогие, вижу, вы устали, поиграем с вами немножко?
(дети отвечают – Да)
- Тогда переходим в следующий тур!
(3 тур - команды тянут жребий, можно сделать по-разному, просто листочки, какие-нибудь фанты, снять нотки с нотного стана или, например, цветочек, это уже на усмотрение педагога. Я делала нотки. На обратной стороне нот написан танец, который нужно изобразить команде)
Конкурс - танец
1. Танец маленьких утят
2. Танец маленьких лебедей
3. Собачий вальс
(Воспитанники устают сидеть и им очень понравилось)
(Конкурс-танец – слайд №29)
- Потанцевали, посмеялись, отдохнули. Пока наше жюри подсчитывает баллы, мы с вами переходим в следующий тур. И снова сморим на экран. Наши музыкальные герои, узнав, что у нас такая веселая игра сбежали со своих мультфильмов, и теперь не могу вернуться назад, давайте мы с вами им поможем! Поможем?
(дети радостно отвечают - Да)
- Смотрим на экран.
(4 – тур. На экране изображены картинки из мультфильмов. Включаем отрывки из песен. Ребята должны угадать, из какого мультфильма эта песня).
(Расставь правильно – слайд №30-31)
(Листочки отдаем комиссии, они проверяют)
- Уважаемые знатоки, давайте разгадаем еще одни загадки.
1. Песня о том, как на вертолёте привезли подарок на День Рождения. ("Песенка крокодила Гены" (Пусть бегут неуклюже)
2. Песня о празднике, который встречают со слезами на глазах. ("День Победы")
3. Песня о двух домашних птицах разного цвета. ("Два весёлых гуся")
4. Песня о том, как хорошо шагать с друзьями и петь песни. ("Вместе весело шагать")
5. Песенка девочки, которая носила яркий головной убор ("Песня Красной шапочки")
6. Песня о транспорте, который катится навстречу новым приключениям. ("Голубой вагон")
7. Песня о поношенной зимней обуви. ("Валенки")
8. Песня после мультфильмов под которую все дети ложатся спать. ("Спят усталые игрушки")
9. Песня о деревянном мальчике, который поменял свою азбуку на билет в театр. ("Буратино")
10. Песня о хвойном дереве, которому холодно. ("Маленькой ёлочке")
11. Песня о животном, плывущем на льдине. ("Песенка мамонтёнка")
12. Песня о многодетной маме, которой не дает покоя серое животное («Вол и семеро козлят»)
(Каждой команде поочередно задается вопрос)
Если у вас в каждой команде есть воспитанники, знающие музыкальную грамоту, то можно дать еще одно задание «Музыкальный ребус». У меня в каждой команде были дети, которые знают нотки, и я им дала следующее задание.
- А сейчас, я каждой команде раздам музыкальный ребус, за место нот вставьте слова и перескажите текст.
(Ребус – слайд №32)
- Ну что ж ребята, наша музыкальный программа, подходит к концу и последнее наше задание – это сыграть на музыкальных инструментах.
(Ребятам очень нравиться играть)
- Кто желает поучаствовать, прошу вас выйти.
(Я использовала видео-материал «Во поле береза стояла. Шумовой оркестр», где изображен ритмический рисунок с инструментами)
(Оркестр – слайд №34-35)
(В этот момент жюри может подсчитывать баллы)
(У меня вышли все, очень хотели поучаствовать. Только не на всех хватило инструментов. Если есть возможность, то лучше предоставить, для всех инструменты, так как дети обижаются. Если есть время, то можно разделить, чтобы попробовали все участники).
- Какой замечательный у нас получился оркестр! Как вы думаете ребята, на каких инструментах мы с вами сейчас играли? Какие инструменты нам сегодня повстречались?
(Дети отвечают, какие инструменты и говорят, что они шумят)
-Раз они шумят, как правильно можно назвать наш маленький оркестр?
(Дети отвечают – Шумовой оркестр)
- Правильно! Это шумовые инструменты, а еще можно назвать народные.
Какие вы все у меня умные, я очень рада, что вы знаете наши мультфильмы, наших героев, и конечно же песенный репертуар.
- А теперь предоставим слово нашему жюри.
(Я заранее приготовила оценочные листы, купила грамоты и призы)
(Жюри выходит, благодарит за игру участников, говорит количество баллов и соответственно вручает грамоты, кому как нравится, можно 1,2,3 места, можно одно первое командное, здесь на усмотрение педагога или жюри)
- А я считаю, что победила в нашей игре «Музыкальный калейдоскоп» Дружба!
- Как ваше настроение?
(Дети отвечают)
- А что вам больше всего понравилось на занятии?
(Дети дают свои ответы)
- Как вы думаете, узнали мы с вами что то новое?
(Дети дают свои ответы)
- Очень хорошо мои дорогие! А теперь давайте прощаться! До свиданья! До новых встреч!
(- До свиданья)
Самоанализ педагога: Занятие прошло в режиме диалога обучающегося с педагогом. Атмосфера – творческая, доброжелательная, веселая. Дети активно принимали участие в самоанализе и познании темы. В процессе музыкально-образовательной деятельности обобщили знания, полученные на занятиях. Выявила уровень подготовки и знания детей. Сформировалось готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости. Воспитанники получили опыт музыкальных впечатлений, разовили умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязь музыки и изобразительной деятельности, музыки и кино (мультфильма).
Любовь к мультфильмам начинается еще в юном возрасте, и многие люди сохраняют ее на протяжении всей жизни. В чем секрет такого постоянства? Мультфильмы – это добрые, смешные, трогательные истории, которые порой наполнены таинственностью и волшебством. Они понятны абсолютно любому и имеют увлекательные и близкие каждому сердцу сюжеты. Особую прелесть такому жанру придает музыка, которая может быть не только у современных композиторов, но и классиков. Такие знакомые и близкие многим мелодии, которые очаровывают зрителей с первых звуков – это только усиливает эмоциональное воздействие мультфильмов. Порой, классические композиции так органично вписываются в сюжет, что кажется, будто их специально написали для него, так тонко и четко они передают мысли, чувства героев и общую атмосферу. В этом нет никакого секрета – это всего лишь удивительная сила музыки.