Лучший педагог года

Игровая форма проведения занятий по коррекции и развитию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР (1 фото)

Татьяна Клочкова
Игровая форма проведения занятий по коррекции и развитию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из наиболее сложных моментов в современной дошкольной педагогике является изменение роли занятий в образовательном процессе. В соответствии с ФГТ решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с детьми.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра.

Логопедическое воздействие располагает положительными возможностями перевода ведущей игровой деятельности на уровень учебно-игровой : учебной по цели и игровой по характеру осуществления. Именно игровая форма проведения занятия активно используется автором данной статьи для осуществления эффективной логопедической коррекции по устранению ОНР у дошкольников.

Публикация «Игровая форма проведения занятий по коррекции и развитию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Основным содержанием данных занятий являются игровые обучающие ситуации (ИОС). Они создают для процесса обучения игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет успешно реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики : «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались».

Использование ИОС на логопедических занятиях позволяет эффективно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи :

- обогащение и активизация словаря;

- формирование грамматического строя языка ребенка;

- развитие связной речи

Наглядно-игровые средства, используемые на занятиях, представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью также создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным. .

Общая структура занятий соответствует структуре любого коррекционного занятия и состоит из организационной, основной и заключительной части и носит комплексный характер, так как включает в себя содержание разделов по развитию речи, формированию изобразительной, конструктивной и театрализованной деятельности.

Организационная часть призвана организовать детей, сконцентрировать их внимание. Например, занятие по теме «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», может начинаться с того, что учитель-логопед предлагает детям отправиться в удивительное путешествие и сообщает им, что способ передвижения может быть разный:

- это и грузовая машина, которая повезет детей в огород и сад, где ждут герои сказки Д. Родари Чиполлино или Вишенка;

- это и веселый паровозик, отправляющийся на лесную полянку, где ребята встречаются с Лесовиком;

- это может быть автобус или лошадка, которая довезет до деревни «Коровкино», где живут домашние животные;

- может быть самолет, который домчит «путешественников» на Север к белому медвежонку;

- а сказочный волшебник Мерлин, «художник самых красочных, невиданных картин» помогает детям оказаться в жарких странах;

- и «волшебное» перышко «полетит» на птичий двор, где обитают герои из сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», чтобы познакомить детей с домашними птицами;

- и даже воздушный шарик, в который превратился желтый одуванчик, покажет нам цветочную полянку, где все цветы разговаривают.

Игровую обучающую ситуацию часто создают гости, которые «приходят» к детям. На занятии по патриотической теме «Моя Родина – Россия» появляется мистер Бокли- иностранец, путешествующий по нашей стране.

Дети с гордостью рассказывают этому гостю все, что знают о своем крае и с удовольствием поправляют его смешные аграмматизмы, показывая правильный образец употребления грамматических форм русского языка.

Основная часть занятий состоит из игр и беседы, которые объединены единым сюжетом, например «Посуда».

В ход занятия включаются различные виды игр:

- игры, способствующие развитию речи.

На занятиях по теме «Овощи», «Фрукты» через интересную игру «Угадай, какой овощ (фрукт)» дети выполняют задания на узнавание предметов по карточкам-загадкам. Находят муляжи овощей-фруктов и загадывают загадки сами. Затем помогают Чиполлино «собирать» урожай с грядки, тренируясь в составлении предложений. Помогая Зайчику считать морковки (яблоки, дети учатся согласовывать числительные с существительными. А сказочный персонаж Карлсон, показывая детям банки с вареньем, учит согласовывать прилагательное с существительным. Игры «Копилка слов», «Таможня» направлены на уточнение и расширение словаря по изучаемым темам, на обобщение и дифференциацию понятий.

- театрализованные игры.

На занятии «Птичий двор» проводятся игры «Птичья семья» (дети в масках, изображающих домашних птиц, группируются в «семьи» и рассказывают о себе, подбирая соответствующие прилагательные и глаголы); в игре «Цыплячий хор» (на детях надеты шапочки цыплят) ребята воспроизводят различные ритмы, используя звукоподражания, характерные для цыпленка.

«Дирижирует» хором цыплят ребенок в маске курицы.

Для отработки просодических компонентов речи разыгрывается сценка, где Лиса выманивает Петушка из дома. Работа по правильному употреблению предлогов проводится с помощью еще одного театрального персонажа – грозного кота, который хочет украсть птенчика. Чтобы спасти его, ребенок должен правильно повторить предложение, вставив нужный предлог.

- игры, направленные на активизацию познавательных способностей детей.

Например, на занятии по теме «Зимние забавы» детям предлагаются следующие игровые задания : «Подбери снежинке ее половинку», «Угадай по форме сугроба кто, где спрятался», «Определи по следам, кто прошел по снегу». При выполнении этих заданий необходимо самостоятельно найти признаки сходства и различия объектов, осуществить сравнение их на основе выделенных признаков, делать обобщения, умозаключения.

- игры, направленные на развитие различных психических процессов (внимания, памяти, мышления, которые есть в содержании любого занятия.

Например, игра «Найди каждому дереву свой листочек» направлена на формирование умения узнавать листья по форме, «Помоги маме собрать своих детей» - на развитие слуховой памяти, умения имитировать голоса взрослых животных и их детенышей, «Что изменилось?» - на развитие зрительной памяти и внимания, «Чем похожи и чем отличаются два снеговика?» - на развитие умения сравнивать, анализировать, «На что похожи снежинки?» на развитие зрительной памяти, мышления, воображения.

В процессе игровых занятий не всегда можно четко определить вид игры, они переплетаются, дополняя друг друга. Например, детям предлагается отправиться на Север, но двигаться необходимо в соответствии с темпом и характером музыки (мелодия песни «Где-то на белом свете»). В данном случае существует элемент музыкальной игры, подвижной, а если добавить речь с движениями, то можно сказать, что эта игра направлена и на развитие выразительности речи.

Кроме игровой деятельности, в содержание занятия включается беседа. Здесь сообщается новая информация, закрепляется уже полученная ранее по предложенной теме. Беседа способствует активизации словарного запаса детей, умению детей передавать свои знания в речевых высказываниях,

задавать вопросы и отвечать на них. В ходе беседы используются ранее заученные детьми загадки, стихи, театрализованные сценки. Это позволяет ребенку почувствовать себя необходимым, значимым, что играет существенную роль в развитии самооценки.

В заключительной части занятия используются сюрпризные моменты.

Например, в ходе занятия «Зимние забавы» дети имитируют лепку снежков и складывают их в «волшебную коробочку». К концу занятия «снежки» успевают превратиться в белоснежный зефир. На занятии по теме «Цветы» бумажные одуванчики превращаются в желтые воздушные шары. В конце занятия «Птичий двор» дети приклеивают натуральные куриные перья по контуру птицы, и получается объемное изображение курицы. Концом занятия «Овощи» является театрализованная сценка из сказки «Репка», а по теме «Насекомые» - сценка из «Мухи-цокотухи». А может быть и так: на занятиях по темам «Фрукты», «Ягоды» нарисованные банки с вареньем превращаются в банки с настоящим вареньем. И все участники – дети, педагоги – вместе пьют чай с вареньем.

К игровым занятиям тщательно подбирается наглядный и раздаточный материал. Как правило, основная наглядность – это большое панно, соответствующее тематике занятия : для темы «Весна», «Осень» - это весенний или осенний лес, для темы «Овощи» - огород с грядками, «Фрукты» - сад с деревьями, «Домашние птицы» - изображение птичьего двора, «Домашние животные» - панно «Деревня», «Моя Родина –Россия» - нарисованная географическая карта страны.

Игровые занятия проводятся так, что постоянно меняются формы работы, организовывается смена деятельности детей для поддержания активности и заинтересованности, создаются условия для формирования мотива новизны.

Особенностью оборудования данных занятий является то, что помещение, где проводится работа, делится на зоны:

- зона общей релаксации, где проводятся различные релаксационные и двигательные упражнения, артикуляционная гимнастика, самомассаж;

- тематическая игровая зона, в центре которой располагается наглядное пособие, панно, соответствующее тематике занятия;

- игровая зона «Веселый карандаш», где отрабатываются графомоторные навыки, осуществляется различная продуктивная деятельность в виде лепки, аппликации, работы с природным материалом;

- игровая зона «Мы актеры», где происходит театрализованная деятельность, игры на развитие мимических и пантомимических умений.

Опыт работы в данном направлении показывает, что игровые занятия способствуют развитию и коррекции речи, восприятия, внимания, памяти, моторики, обогащению представлений об окружающем мире, способствуют формированию координации движений, чувства ритма. Занятия влияют и на личностный облик детей: у них формируется чувство партнерства, умение подчиняться правилам игры, воспитывается самоконтроль, что способствует развитию волевого компонента готовности к школе. Следовательно, игровые занятия могут активно использоваться в системе дошкольного воспитания и обучения детей с ОНР.

Игровая форма проведения занятий по коррекции и развитию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР
Публикации по теме:

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивали собственную работу.

Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГТПредметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГТ В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения строится с учетом принципа интеграции образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая форма проведения занятий по коррекции и развитию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 8 октября 2014 в 13:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая форма проведения занятий по коррекции и развитию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Клочкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД