Марина Бутакова
Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте и её виды
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте и её виды.
Игровая деятельность в детском саду — это форма общественной жизни малыша, которая:
• определяет направление его физического, психологического, интеллектуального роста;
• формирует волевые, нравственные качества личности;
• помогает раскрыть творческие способности.
Игра — это бесценный опыт социализации для малышей.
Цели
Как и любой другой вид деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ, миссия игры заключается в сочетании трёх видов целевых компонентов:
• Дидактические (обучающие):
Публикация «Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте и её виды» размещена в разделах
o Многолетняя практика показывает, что в игре проще организовывать познавательную деятельность детей. Так, в первой младшей группе через игру с переодеванием куклы ребята знакомятся с понятиями смены времён года, погодой, а также усваивают порядок одевания на прогулку и переодевания после неё.
o Игры расширяют кругозор детей. Например, складывая пазлы, малыши второй младшей группы знакомятся с представителями домашних, диких животных, птиц, насекомых.
o Игры способствуют формированию трудовых навыков и умений. К примеру, если перед завтраком во второй младшей группе объявлен день чистых столов, то ребята не только будут стараться аккуратно кушать, но и помогут няне убрать посуду.
• Развивающие:
o Тренировка внимания. Эта цель особенно актуальна для второй младшей группы, где ребята всё больше играют друг с другом, а не только с игрушкой, как это было в прошлом году. Взаимодействуя с другими участниками игрового процесса, ребёнок учится наблюдать и фиксировать действия партнёра, соперника по игре.
o Развитие памяти. Участие в игре требует запоминания не только самой сути игры, но и правил, атрибутов.
o Работа над развитием речи. Это основополагающая развивающая цель для младших групп, так как в первой детям важно «разговориться», а во второй — совершенствовать полученный навык. Кроме того, малыши пополняют пассивный и активный словарный запас, воспринимают взрослого как некую речевую модель, стараясь повторить не только интонации, но и слова, высказывания педагога.
o В игре дети постигают основы сравнения, сопоставления, анализа, то есть развивают мыслительные способности.
o Развитие фантазии. Игры с куклами, игрушками, природным материалом позволяют находить новые способы взаимодействия с объектами, примерять на себя разные роли: учителя, врача, мамы или папы и т. д. Игры развивают воображение малышей.
o Стимуляция мотивации учебной деятельности. В игре ребёнок с удовольствием узнаёт новую информацию и выполняет задания.
• Воспитательные:
o В игре малыши учатся самостоятельно находить решение той или иной образовательной задачи. Например, если из кусочков картинки нужно сложить цельный образ льва (собаки, цветка и пр., ребёнок сам определяет, с какого места он будет собирать изображение.
o Воспитание саморегуляции. В младших группах этот компонент вписывается в игры с переодеванием, конструктором, мозаиками — дети учатся терпеливо выполнять весь порядок действий, не поддаваться эмоциональным порывам.
o Формирование открытой коммуникативной позиции. Ребёнок через игру учится быть общительным, открытым людям.
o Установка на сотрудничество. Ребята младшего дошкольного возраста учатся делиться игрушками, играть вместе.
o Воспитание нравственных, эстетических представлений.
Игра — в значительной степени основа всей человеческой культуры.
А. В. Луначарский
Виды игровой деятельности младших дошкольников в детском саду
В методической литературе можно найти несколько видов классификации игровой активности малышей. Однако в ДОУ общепринятой считается группировка игр, сочетающая содержание, форму организации игр и степень самостоятельности ребят.
Дидактические игры
Такие игры используются при:
• знакомстве с новым обучающим материалом (например, в процессе рассмотрения особенностей разных времён года дети складывают пазлы из четырёх крупных элементов с изображениями картин природы);
• закреплении полученных знаний, умений и навыков (к примеру, соединяя две части картинки, одна из которых — отличительный знак сезона, а вторая — подходящая для этого времени года одежда, малыши закрепляют темы «Времена года», «Сезонная одежда»).
Дидактические игры имеют:
• чётко обозначенные игровые действия для каждого участника;
• правила;
• цель и предполагаемый конечный итог.
Группировка дидактических игр основывается на нескольких принципах.
По содержательному компоненту
По своему содержанию дидактические игры могут быть:
• Логические или математические. В младшем дошкольном возрасте дети получают первичные представления о простых геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, поэтому этот вид игр представлен в основном играми со счётными палочками, которыми малыши выкладывают изученные формы, а также составляют с их помощью домики для игрушек, посетивших занятие.
• Сенсорные. Для первой младшей группы это особенно важный вид игр, ведь с его помощью дети знакомятся с названиями цветов, размерами. Так, в игре «Собери урожай» малыши в разноцветные ведёрки собирают элементы конструктора подходящего цвета, а для усложнения — ещё и определённой формы или размера.
• Словесно-речевые. Для малышей два вида дидактических игр объединены в один, так как в чистом виде ребятам, которые ещё не знакомы с буквами и закономерностями составления предложений, эти игры не по силам. А вот такие игры, как, например, «Обвожу и называю», когда малыши обводят детали игрушек, машинок на картинках и называют, что это, вполне доступны для понимания 2–4-леток.
• Музыкальные. Эти игры применяются чаще всего именно на музыкальных занятиях. Они направлены на развитие чувства ритма, слуха у малышей, а также знакомство со звуками природы. Примером может быть игра «Курица, цыплята, петушок»: ребята первой младшей группы угадывают, кто как «говорит», ориентируясь на издаваемые педагогом звуки.
• Природоведческие. Поскольку эти игры имеют характер опытов, то проводить их начинают обычно со второй младшей группы. К примеру, при знакомстве со свойством песка принимать форму ёмкости, в которую его насыпают, малыши экспериментируют с разными формочками для куличиков. Природоведческие игры знакомят ребят с объектами и явлениями природы
• Для ознакомления с окружающим миром. В младшем дошкольном возрасте эти игры связаны, как правило, с освоением разных видов деятельности. Так, дети, рассматривая картинки, отбирают те, на которых персонажи отдыхают, играют, работают.
По дидактическому материалу
Эта классификация разделяет обучающие игры на:
• манипуляции с предметами и игрушками (в частности, когда роль персонажей выполняют природные материалы — каштаны, шишки и пр.);
• настольно-печатные (пазлы, лото, домино); Пазлы для ребят младшей группы должны быть с крупными элементами
• интерактивные, подразумевающие использование интерактивной доски (не во всех детских садах материально-техническая база позволяет приобрести такое оборудование).
Сюжетно-ролевые игры
Эти игры требуют от дошкольников определённого социального и игрового опыта. Поэтому в первой младшей группе они используются редко и проводятся в тех случаях, когда общее развитие детей находится на достаточном уровне и только с непосредственным участием воспитателя. Обычно сюжетно-ролевые игры вводятся в образовательный процесс во второй младшей группе. Среди наиболее доступных для понимания детей 3–4 лет форм такого вида игровой деятельности:
• бытовые (малыши знакомятся со статусными ролями в семье, например, в игре «Дочки-матери»); Сюжетно-ролевые игры сначала проводятся под руководством взрослого, постепенно его участие сводится к минимуму
• профессиональные (играющие примеряют на себя роли доктора, продавца);
• игры на патриотические темы (войнушки, стрелялки у мальчиков);
• игры по мотивам сюжетов просмотренных мультфильмов, когда ребёнок действует от имени персонажа.
Подвижные игры
Самый любимый у детей любого возраста вид занятий. Подвижные игры не только способствуют укреплению здоровья, но и развивают внимательность, память, ловкость, а также помогают разнообразить виды активности на занятиях.
Среди применяемых в работе с детьми младшего дошкольного возраста подвижных игр можно выделить:
• подражательные, требующие попрыгать «как зайчики», потопать «как медведь» и т. д. ;
• сюжетные (к примеру, «Гуси-лебеди», «Лохматый пёс», требующие от детей знания сюжета литературного произведения, на основе которого игра придумана; В сюжетных подвижных играх очень важно донести до ребят фабулу истории, которую они будут разыгрывать
• с правилами («Прятки», «Салки» и др.) — бессюжетные игры с правилами;
• соревновательные — в беге, прыжках (проводятся, начиная со второй младшей группы, когда ребята уже имеют некоторые представления о том, что значит состязание);
• хороводные (большинство народных игр, например, «Ручеёк»).
Театрализованные игры
Театрализованная игровая деятельность может проходить в виде:
• драматизации, то есть малыш выступает в роли артиста, создающего образ вербальными и невербальными средствами выразительности;
• режиссёрской игры, начиная со второй младшей группы (ребёнок выступает в роли кукловода плоских, объёмных игрушек).
Драматизация в первой и второй младшей группе представлена в форме:
• имитации (когда дети показывают животных, например);
• инсценировки (малыши показывают отрывки изученной сказки). Сюжеты известных сказок — самый благодарный материал для ролевых сценок
Режиссёрские игры, как уже было отмечено, подразумевают руководящую роль ребёнка. При этом они основываются на владении куклами разных видов театра. Поэтому в силу возраста дети второй младшей группы осваивают лишь:
• кукольный (ребята показывают элементарные сюжеты пальчиковыми куклами, бибабо);
• театр на фланелеграфе (персонажами являются фигурки из фетра, которые липучками крепятся на доску);
• баночный (герои постановки — стаканчики, баночки, ложки, то есть «артисты», сделанные из подручного материала).
Игры-упражнения для пальчиков
Пальчиковая гимнастика в младшем дошкольном возрасте играет ключевую роль для развития мелкой моторики, стимуляции речевого развития. Эти игры проводятся как в качестве физкультпауз на занятиях, так и в виде отдельных упражнений до или после выполнения режимных моментов, на прогулке. Тематика игр подбирается обычно под тему занятия, на котором проводится. Пальчиковая гимнастика — обязательный элемент любого занятия в младшей группе
Примеры пальчиковых упражнений:
• Осень.
Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем)
Птицы к югу полетели, — (Изображаем крылья)
Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши).
• Овощи.
В огороде много гряд, (Сжимаем и разжимаем пальцы)
Тут и репа, и салат, (Загибаем пальцы поочерёдно)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопаем в ладоши)
Нас прокормит целый год.