Арзу Анваровна Абасова
Игровая деятельность, направленная на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами основополагающую цель такую, как развитие и воспитание всестороннеразвитой личности, которая активно участвует в процессе социализации общества. В стандарте большое внимание уделяется экономическому образованию и воспитанию детей всех возрастов. Период дошкольного возраста является первой ступенью, а именно дети старшего дошкольного возраста, у которых должны быть сформированы основы финансовой грамотности. Так как этап дошкольного возраста наиболее сенситивный период развития и социализации личности, то именно в этот период педагог должен обеспечить и сформировать у ребенка экономическую самостоятельность, инициативность, трудолюбие, ответственность, способность к взаимодействию в экономических ситуациях.
Публикация «Игровая деятельность, направленная на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Ведущим видом деятельности в период дошкольного возраста в целом, и в период старшего дошкольного возраста в частности является игра. В статье рассмотрим вопрос о формировании основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через разнообразную игровую деятельность [1]. Проблема формирования основ финансовой грамотности для детей связана с тем, что многие дети хотя и имеют представления о таких понятиях, как «потребности семьи», «бюджет», «труд родителей и семьи», «значение и роль денег», «способы распоряжения доходами», но, к сожалению, эти знания носят бессистемный и разрозненный характер [5]. В большинстве случаев дети знают и обосновывают отдельные факты, которые они не могут применить в своей повседневной жизни. Поэтому, мы говорим о том, что педагог организовывает образовательный процесс для комплексного получения знаний, отражающих основы финансовой грамотности у детей, прежде всего через реализацию различных видов игр во время организованной деятельности и во время самостоятельной деятельности детей.
Процесс получения экономического образования должен быть направлен на изучение четырех основных направлений : «труд и профессия», «товар и способы получения», «деньги», «бюджет семьи» [5]. Большое внимание следует уделить таким направлениям, как «труд и профессии» и «деньги и бюджет семьи» так как первичные знания о профессиях у детей старшего дошкольного возраста уже сформированы. На основании этого мы говорим о том, что результатом профессиональной деятельности является получение денежных средств. Поэтому направлению мы и будем закреплять у детей представление о финансовой грамотности.
Специфика развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста имеет свои особенности, связанные с преобладанием наглядно-действенного мышления, любопытности, любознательности [1]. Поэтому необходимо организовать предметно-пространственную развивающую среду, учитывая особенности детей старшего дошкольного возраста. Во-первых оснастить развивающую среду различными дидактическими, сюжетно-ролевыми играми, игровыми ситуациями, играми-драматизациями, развивающими играми. Создается уголок при помощи игровых комплексов «магазины разных видов», «парикмахерская», известные детям игровые комплексы по профессиям, игровой комплекс «банк» с макетом банкомата, ширмой, атрибутами. Необходимо оснастить эти игры необходимыми атрибутами и моделями. Дети активно принимают участие при изготовлении нужных атрибутов как в детском саду, так и дома с родителями. Важно сочетать различные виды деятельности, чтобы работа была более эффективна. Стоит создать такие игры, как «семейный бюджет», «доходы и расходы», «кафе», «салон красоты», различные виды магазинов. Наполняем предметно- пространственную развивающую среду обучающими карточками по типу «доходы, расходы», «различные виды денег», «монеты и кошелек», «история появления денег» и др. Нами разрабатывается картотека с экономическими и финансовыми проблемными ситуациями. Организован книжный уголок с литературными произведениями, которые отражают некоторые модели финансового поведения, экономические сказки.
По теме «Труд и профессии взрослых» были созданы условия для организации детьми игр «Строительство домов», «Аптека», «Салон красоты», «Кондитерская фабрика», «Ателье». В играх данной тематики осуществляется обогащение и закрепление представлений детей о труде как экономической категории, производстве и орудиях труда, роли профессионального труда в жизни человека и общества. Выполняя ту или иную роль взрослого в игре, дошкольники ближе знакомятся с особенностями профессии, личностными качествами человека данной профессии (внимательный, ответственный, вежливый, процессом изготовления товара (пошив одежды) или оказания услуги (заказ такси, практическим путем усваивают взаимосвязь понятий «деньги», «товар», «цена». Кроме того дидактические игры помогают сформировать представление о содержании деятельности людей новых профессий. Проигрывание отдельных сюжетов, включающих в себя диалоги «Как хлеб на стол приходит?», «Расскажи про свой товар», «Дегустация», «Почему фрукты осенью дешевле?» возможно во время сюжетно-ролевых игр. Во время проигрывания сюжета «Почему фрукты осенью дешевле?» ребята могут познакомиться с процессом формирования стоимости товара, узнать, что стоимость товара зависит от вложенных средств, затраты труда, качества, спроса и предложения.
Дидактические игры широко используются в практике для решения экономического воспитания дошкольников. Их ценность состоит в том, что они позволяют моделировать реальные жизненные ситуации (покупки, сбыт, товарообмен, производство и реализация продукции, др.) для эффективного усвоения детьми экономических понятий и отношений [2]. Постепенное усложнение содержания и правил дидактических игр носит качественный характер и требует создания и решения проблемно-игровых и проблемно-практических ситуаций, позволяет выявить и оценить глубину понимания детьми смысла экономических понятий и отношений, стимулирует развитие познавательной активности, инициативности и самостоятельности [4].
С детьми просматриваем и в дальнейшем обсуждаем мультфильмы по теме. Также изучаем, заучиваем русские народные пословицы и поговорки о деньгах. В ходе непосредственно-образовательной деятельности проводим интегрированные квесты-занятия с привлечением сказочных героев и решением проблемных задач.
В настоящее время актуально использовать развивающие альбомы на липучках, развивающие ширмы, развивающие лэпбуки на разные темы, касающиеся финансовой грамотности детей. Во-первых, данная форма наиболее понятна и результативна для детей старшего дошкольного возраста. Во-вторых, в процессе игры ребенок усваивает основные знания и представления.
Таким образом, педагог на этапе дошкольного возраста создает необходимые условия для планомерного, последовательного, комплексного изучения детьми мира экономики и финансовых основ. Кроме теоретического изучения финансовых основ, ребенок учится применять эти знания на практике. В ходе сюжетно-ролевых игр и проблемных ситуаций. Или, например, посещая с родителями магазины, торговые центры. Родители могут провести с детьми беседы о своих профессиях, о деньгах, о правилах распределения семейного бюджета в семье.
Таким образом, деятельность педагога должна быть направлена на всестороннее развитие у ребенка знаний, умений и навыков, связанных с экономическим образованием дошкольников и представлять собой единую воспитательную образовательную систему. Целенаправленная деятельность педагога в детском саду позволяет закреплять основы финансовой образованности, финансовой культуры, финансовой воспитанности. Также перед педагогом стоит задача постоянного поиска современных актуальных технологий для применения их в своей деятельности.
Список литературы:
1. Бичева И. Б., Степаненкова А. В. Формирование элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста как научно-методическая проблема // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Мининский университет. 2019. С. 26-29.
2. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015.-89 с.
3. Еремина М. О. и др. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей : учебно-методическое пособие / авт. -сост. : М. О. Еремина [и др. ]. – Калининград: Калининградская книга, 2017 - 48 с. – 200 экз.
4. Шатова А. Д. Финансовая грамотность дошкольников : две стороны проблемы. - Дошкольное воспитание. 2018.№2. С. 26 Режим доступа https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2018/02/shatova_dv_02_2018.pdf (Дата обращения 16.05.2023)
5. Шатова А. Д., Аксёнова Ю. А., Кириллов И. Л., Давыдова В. Е., Мищенко И. С. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования Для детей 5–7 лет