Елизавета Демина
Игровая деятельность как средство развития коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей статье пойдет речь об игровой деятельности как средство развития коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста. Данная проблема остается актуальной, несмотря на то, что очень широко освещена в различных научных исследованиях, так как дети меняются, как меняется жизнь. Дети больше умеют, знают, нежели их сверстники несколько десятилетий назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам.
Публикация «Игровая деятельность как средство развития коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Мы хотели бы предположить, что развитие коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности будет осуществляться успешнее.
Данная проблема актуальна еще и тем, что именно в этом возрасте наиболее интенсивно происходит формирование личности. В игровой деятельности дошкольники наиболее ярко проявляют, умения и навыки общения.
Участие детей в играх способствует стремлению к успеху, способствует развитию у дошкольников настойчивости, стимулирует стремиться к успеху.
Основы формирования коммуникативных способностей личности описаны в трудах зарубежных и отечественных ученых, Л. С. Выготского, А. Б. Добровича, А. А. Бодалева, М. С. Кагана, Х. Й. Лийметса,Я. Л. Коломинского, И. С. Кона,, А. А. Леонтьева, Ломова П. М., Е. Г. Злобиной, А. Н. Леонтьева,Б. Ф. Якобсона, Е. Мелибруды, А. В. Мудрика, Я. А. Яноушека,М. И. Лисиной и других.
Принципиальный подход к решению проблемы коммуникативных способностей и их формирования представлен в трудах Выготского Л. С., он рассматривал общение как главное условие личностного развития и воспитания детей. Исходя из его теории, можно говорить, о том, что развитие коммуникативных качеств дошкольников является одной из главных задач, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.
Коммуникативная способность дошкольника – это его природная одаренность в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой.
Что же такое игровая деятельность? «Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.»
Игра является предметом изучения разных наук. В отчественной педагогике и психологии проблемами изучения игровой деятельности занимались Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и другие.
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»[3; c.33].
Д. Б. Эльконин предлагает рассматривать игру как абсолютную своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детской деятельности. [45, с. 39]
Игровое общение занимает ведущую роль в успешном развитии ребенка дошкольного возраста, а сама игра необычайно привлекательна для детей любого возраста.
В игре у ребенка формируется самооценка. Дети учатся помогать сверстникам. У детей начинают развиваться организаторские способности. Играя, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом. Игра помогает выстроить систему взаимоотношений. Также игра дает прочную основу, можно сказать теоретическое моделирование будущих ситуаций, с которыми дошкольники могут встретиться в жизни. Задачи игры можно постоянно изменять, усложнять, тем самым можно считать игру мобильной,это позволяет дошкольнику, уметь быстро приспосабливаться и реагировать, а так же учиться уметь предоставить информацию согласно правилам и потребностям социума.
Таким образом, насколько легко ребенок будет уметь обладать навыками общения с окружающими людьми, устанавливать контакт, зависит его учебная, профессиональная деятельность, его судьба и место в жизни.
ЗАНЯТИЕ для детей старшей группы.
Задачи:
1. обучить детей соответствующему использованию слов благодарности.
2. совершенствовать умение использовать неречевые средства общения (пантомимку, жесты, мимику)
3. воспитать дружеские отношения.
Материалы и оборудование: иллюстрации: слоненок, девочка, мальчик.
Предварительная работа: рисование рисунка на тему «Сюрприз».
Методы и приемы: прием ТРИЗ «Что было бы, если.»; игра, направленная на создание благоприятной атмосферы в группе; обыгрывание ситуации.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает игру «Любимый сказочный герой».
—Ребятки, вспомните своих любимых сказочных героев, на которых вам хотелось быть похожими. По очереди представьтесь от имени героя, например «Я — Кот Матроскин» и нужно продемонстрировать движение, как ваш герой, показать, что он любит делать.
(Появляется Карлсон. Говорит слова приветствия.)
Карлсон:
- Дети, я сейчас вам прочитаю стихотворение-загадку, послушайте. (Чтение стихотворения И. Токмакова)
— Ребята, кто понял, что это за слово? (Спасибо.) Как вы думаете, что это слово может, означает? Когда мы с вами его произносим? (Когда благодарим за что-то.)
- А кому и когда вы говорите «спасибо»?
Когда это слово можно услышать в транспорте? (Когда уступили место.) В магазине? (Когда отдают покупку.)
- Кто знает, как еще можно поблагодарить человека? Назовите слова. (Благодарю, большое спасибо.)
- А теперь послушайте, как благодарят дети своих родителей.
(Читаем стихотворение «После обеда…» В. Татаринова)
— Как вы думаете, почему мама напоминает сыну о том, что нужно сказать «спасибо»?
- А вы всегда говорите «спасибо» вашим родным после приема пищи?
- А как вы считаете воспитанная-ли девочка Лидочка?
- У вас ребята есть такие знакомые дети, которые так отвечают своим родным?
- Как вы думаете, как можно еще поблагодарить другого, не произнося слово «спасибо»? (При помощи, жеста.)
- Дети, вы, наверное, любите, когда вам делают сюрприз? Сейчас мы будем дарить наши подарочки друг другу. На предыдущем занятии мы с вами нарисовали рисунки. Сейчас каждый из вас будет дарить своему другу свой подарок. Подумайте, как мы можем выразить свою благодарность. (Дети встают в круг и по очереди дарят подарки.)
- Дети, вы были приветливы, и каждый из вас по-своему поблагодарил за друга за сюрприз.
Воспитатель дарит Карлсону рисунок с изображением слоненка. Карлсон благодарит воспитателя и детей, затем показывает иллюстрацию детям.
— Ребята, с этим слоненком произошла небольшая история. Давайте послушаем?
(Воспитатель читает стихотворение «Слоненок-малютка» В. Татаринова)
— Как вы думаете, что произошло со слоненком? Кто помог ему выбраться? Как вы думаете, что скажет мама утке которая привела слоненка домой?
— Дети, когда же мы с вами произносим слова благодарности? (в транспорте — когда нам уступают место, когда нам сделали что-то приятное, Когда нам что-то подарили,В магазине — когда что-то купили; когда благодарим кого-то за его труд, когда нам оказали помощь.)
- Ребята, как вы думаете, что было бы, если бы мы люди перестали благодарить друг друга? Какими бы мы стали людьми?
Карлсон:
- Сегодня мы с вами узнали много интересного и нового про слова благодарности. Я надеюсь, что после нашей встречи вы всегда будите говорить их. До скорой встречи.
Карлсон прощается с детьми и уходит.
Список литературы
1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям–– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
2. Эльконин Д. Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 2008.