МААМ-картинки

Игротерапия как средство развития познавательных процессов

Светлана Кравчук
Игротерапия как средство развития познавательных процессов
▼ Скачать + Заказать документы

Игротерапия, как средство развития познавательных процессов

Кравчук С. Л., педагог-психолог

МКДОУ «Детский сад №10», г. Нижние Серги

«Игра – это незаменимый инструмент для развития духовного мира ребёнка. Как светлое окно, она открывает доступ к богатому потоку представлений и понятий об окружающем мире. Игра пробуждает в ребёнке любознательность и жажду познания. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.

Публикация «Игротерапия как средство развития познавательных процессов» размещена в разделах

Мы порой не задумываемся, какое значение в жизни наших детей имеют игры. Оказывается это самый лучший путь к избавлению от страхов и к умению общаться.

Использование игровой терапии позволяет не только выявить проблему, но и направить ребёнка к правильному поведению. В то же время в таких занятиях игротерапии происходит выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Классические игры, такие как «Гуси-лебеди», «Казаки-разбойники» или «Стрелялки», предоставляют возможность выпустить негативные эмоции. Ребёнок попеременно играет роли положительного и отрицательного героя, что способствует развитию эмпатии и понимания позиции другого человека.

Кроме того, участие в активных играх учит ребёнка коммуникации. Это начальный этап развития навыков общения, восприятия других детей в процессе игры и расширения его представления о мире. [1]

Игротерапия выполняет следующие функции:

1. коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

2. релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

3. воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

4. развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д., двигательной сферы;

5. обучающую - обогащение информацией об окружающем мире. [2]

Посредством игры мы решаем следующие коррекционно-воспитательные задачи:

1. Развитие познавательной сферы ребенка.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы.

3. Формирование коммуникативных навыков.

4. Формирование навыков культурного поведения.

5. Обогащение представление об окружающем мире.

6. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

7. Избавление от страхов и отрицательных эмоций.

Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, так как большинство таких детей имеет двигательные нарушения. [1]

Дидактические игры - одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе их дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь.

В ходе сюжетно-ролевых игр дети моделируют социальные взаимодействия взрослых, имитируя их роли, взаимоотношения и виды деятельности. Такой тип игры способствует развитию сенсорного восприятия, мыслительных процессов, воображения и образного мышления.

Принимая на себя определённую роль, ребёнок идентифицирует себя с вымышленным персонажем, совершая действия, соответствующие данной роли, и подавляя импульсы, противоречащие ей. Это упражнение развивает воображение, укрепляет волевые качества и формирует навыки целенаправленного поведения в совместной деятельности.

Игра служит для ребёнка инструментом познания окружающего мира и усвоения общественного опыта. В процессе игры у него формируются стремление к обучению, различным видам труда, а также развивается трудолюбие, моральные чувства и ценности. Ребёнок овладевает нормами поведения в быту и общественных местах, усваивая правила общественного взаимодействия. [4]

Театрализованные игры представляют собой разновидность сюжетно-ролевых игр, которые проводятся по заранее спланированному сценарию, основанному на сюжете сказки или рассказа. Такие игры предъявляют к педагогу требования режиссёра, а к ребёнку – умения произносить текст с соответствующей интонацией и мимикой, отражающими характер персонажа и его действия. Для детей с нарушениями интеллектуального развития конструктивные игры служат эффективным средством развития восприятия формы, объема и размеров различных предметов.

В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная ориентация, а так же мелкая моторика. [3]

Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Посмотрим, в чё м могут помочь эти игры:

обеспечить эмоциональную разрядку – снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;

уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества; улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения; освоить групповые правила поведения; наладить контакт между родителями и детьми; развить ловкость и координацию движений. [1]

Игротерапия располагает широким спектром игровых методов, направленных на развитие различных аспектов личности ребёнка. Некоторые игры способствуют улучшению памяти, другие - развитию коммуникативных навыков, третьи - укреплению эмоционально-волевой сферы.

Среди этого разнообразия существуют также игры, которые формируют нравственные качества.

Игротерапия представляет собой многообразный и увлекательный метод, позволяющий деликатно и эффективно провести диагностику психологического состояния ребёнка. Она помогает выявить корень проблемы, даже в тех случаях, когда ребёнок ещё не способен все свои переживания. Кроме того, игротерапия способствует коррекции выявленных проблем и предоставляет ребёнку инструменты для их преодоления. Наблюдение за поведением ребёнка в ходе игры позволяет специалисту обнаружить нарушения в развитии и предположить возможные причины их возникновения. [3]

Игровая терапия оказывает существенное влияние на формирование произвольных психических процессов у детей дошкольного возраста. В игровой деятельности развиваются произвольное поведение, внимание и память. Игра создает благоприятные условия для концентрации внимания и лучшего запоминания информации. Она также способствует интеллектуальному развитию ребенка. Использование предметов-заместителей позволяет ребенку оперировать в условном, воображаемом пространстве, что служит опорой для развития мышления. Постепенно игровые действия уступают место внутренним, умственным операциям, что способствует переходу к образно-наглядному мышлению. Ролевая игра расширяет кругозор ребенка, заставляя его принимать на себя различные роли и рассматривать ситуацию с разных точек зрения. Это развивает важную мыслительную способность - понимать и принимать другую точку зрения. Таким образом, игровая терапия играет ключевую роль в общем психическом развитии ребенка. [2]

Именно в игре поведение ребенка впервые превращается в ролевое, он сам начинает определять и регулировать свои действия, создавать воображаемую ситуацию и действовать в ней, осознавать и оценивать свои действия и многое другое. Все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития в дошкольном возрасте.

Игру можно отнести к терапевтическому средству, было выделено 5 признаков подтверждающих это:

1. То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.

2. Игра - это естественная обстановка для самовыражения ребенка.

3. Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.

4. Игра позволяет психологу/воспитателю/родителю больше узнать об истории жизни ребенка.

5. Игра является ключом к строительству хороших отношений между ребенком и родителем, ребенком и воспитателем. [4]

Именно поэтому игротерапия была выбрана, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника»Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника» В условиях современного мира, наша страна испытывает острую необходимость в квалифицированных кадрах с инженерным образованием. В рамках.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игротерапия как средство развития познавательных процессов
Опубликовано: 28 октября 2024 в 18:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игротерапия как средство развития познавательных процессов» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кравчук (УИ 2891830) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД