Светлана Кравчук
Игротерапия как средство развития познавательных процессов
▼ Скачать + Заказать документы
Игротерапия, как средство развития познавательных процессов
Кравчук С. Л., педагог-психолог
МКДОУ «Детский сад №10», г. Нижние Серги
«Игра – это незаменимый инструмент для развития духовного мира ребёнка. Как светлое окно, она открывает доступ к богатому потоку представлений и понятий об окружающем мире. Игра пробуждает в ребёнке любознательность и жажду познания. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.
Публикация «Игротерапия как средство развития познавательных процессов» размещена в разделах
Мы порой не задумываемся, какое значение в жизни наших детей имеют игры. Оказывается это самый лучший путь к избавлению от страхов и к умению общаться.
Использование игровой терапии позволяет не только выявить проблему, но и направить ребёнка к правильному поведению. В то же время в таких занятиях игротерапии происходит выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Классические игры, такие как «Гуси-лебеди», «Казаки-разбойники» или «Стрелялки», предоставляют возможность выпустить негативные эмоции. Ребёнок попеременно играет роли положительного и отрицательного героя, что способствует развитию эмпатии и понимания позиции другого человека.
Кроме того, участие в активных играх учит ребёнка коммуникации. Это начальный этап развития навыков общения, восприятия других детей в процессе игры и расширения его представления о мире. [1]
Игротерапия выполняет следующие функции:
1. коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
2. релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
3. воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
4. развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д., двигательной сферы;
5. обучающую - обогащение информацией об окружающем мире. [2]
Посредством игры мы решаем следующие коррекционно-воспитательные задачи:
1. Развитие познавательной сферы ребенка.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Формирование коммуникативных навыков.
4. Формирование навыков культурного поведения.
5. Обогащение представление об окружающем мире.
6. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
7. Избавление от страхов и отрицательных эмоций.
Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, так как большинство таких детей имеет двигательные нарушения. [1]
Дидактические игры - одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе их дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь.
В ходе сюжетно-ролевых игр дети моделируют социальные взаимодействия взрослых, имитируя их роли, взаимоотношения и виды деятельности. Такой тип игры способствует развитию сенсорного восприятия, мыслительных процессов, воображения и образного мышления.
Принимая на себя определённую роль, ребёнок идентифицирует себя с вымышленным персонажем, совершая действия, соответствующие данной роли, и подавляя импульсы, противоречащие ей. Это упражнение развивает воображение, укрепляет волевые качества и формирует навыки целенаправленного поведения в совместной деятельности.
Игра служит для ребёнка инструментом познания окружающего мира и усвоения общественного опыта. В процессе игры у него формируются стремление к обучению, различным видам труда, а также развивается трудолюбие, моральные чувства и ценности. Ребёнок овладевает нормами поведения в быту и общественных местах, усваивая правила общественного взаимодействия. [4]
Театрализованные игры представляют собой разновидность сюжетно-ролевых игр, которые проводятся по заранее спланированному сценарию, основанному на сюжете сказки или рассказа. Такие игры предъявляют к педагогу требования режиссёра, а к ребёнку – умения произносить текст с соответствующей интонацией и мимикой, отражающими характер персонажа и его действия. Для детей с нарушениями интеллектуального развития конструктивные игры служат эффективным средством развития восприятия формы, объема и размеров различных предметов.
В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная ориентация, а так же мелкая моторика. [3]
Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Посмотрим, в чё м могут помочь эти игры:
обеспечить эмоциональную разрядку – снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества; улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения; освоить групповые правила поведения; наладить контакт между родителями и детьми; развить ловкость и координацию движений. [1]
Игротерапия располагает широким спектром игровых методов, направленных на развитие различных аспектов личности ребёнка. Некоторые игры способствуют улучшению памяти, другие - развитию коммуникативных навыков, третьи - укреплению эмоционально-волевой сферы.
Среди этого разнообразия существуют также игры, которые формируют нравственные качества.
Игротерапия представляет собой многообразный и увлекательный метод, позволяющий деликатно и эффективно провести диагностику психологического состояния ребёнка. Она помогает выявить корень проблемы, даже в тех случаях, когда ребёнок ещё не способен все свои переживания. Кроме того, игротерапия способствует коррекции выявленных проблем и предоставляет ребёнку инструменты для их преодоления. Наблюдение за поведением ребёнка в ходе игры позволяет специалисту обнаружить нарушения в развитии и предположить возможные причины их возникновения. [3]
Игровая терапия оказывает существенное влияние на формирование произвольных психических процессов у детей дошкольного возраста. В игровой деятельности развиваются произвольное поведение, внимание и память. Игра создает благоприятные условия для концентрации внимания и лучшего запоминания информации. Она также способствует интеллектуальному развитию ребенка. Использование предметов-заместителей позволяет ребенку оперировать в условном, воображаемом пространстве, что служит опорой для развития мышления. Постепенно игровые действия уступают место внутренним, умственным операциям, что способствует переходу к образно-наглядному мышлению. Ролевая игра расширяет кругозор ребенка, заставляя его принимать на себя различные роли и рассматривать ситуацию с разных точек зрения. Это развивает важную мыслительную способность - понимать и принимать другую точку зрения. Таким образом, игровая терапия играет ключевую роль в общем психическом развитии ребенка. [2]
Именно в игре поведение ребенка впервые превращается в ролевое, он сам начинает определять и регулировать свои действия, создавать воображаемую ситуацию и действовать в ней, осознавать и оценивать свои действия и многое другое. Все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития в дошкольном возрасте.
Игру можно отнести к терапевтическому средству, было выделено 5 признаков подтверждающих это:
1. То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.
2. Игра - это естественная обстановка для самовыражения ребенка.
3. Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.
4. Игра позволяет психологу/воспитателю/родителю больше узнать об истории жизни ребенка.
5. Игра является ключом к строительству хороших отношений между ребенком и родителем, ребенком и воспитателем. [4]
Именно поэтому игротерапия была выбрана, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.