Анна Шульга
Игротека «Игры бабушки моей»
▼ Скачать + Заказать документы
Весёлые подвижные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто не знает любимых пряток, ловишек, салочек? Кто их придумал? Когда они возникли? Ответ на этот вопрос только один: они созданы народом, так же как песни, сказки. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие местные традиции. Собираются мальчишки и девчонки вечером на улице так же, как 100 лет назад бегают, играют в догонялки, жмурки, состязаются в силе, ловкости, быстроте. Зимой катаются с гор, играют в снежки, строят крепости.
Публикация «Игротека „Игры бабушки моей“» размещена в разделах
Игротека
Казаки и разбойники.
Играющие делятся на две группы. Одна – казаки, другая – разбойники. Разбойники разбегаются и прячутся. Казаки имеют свой стан. Все уходят ловить разбойников, один остаётся сторожить стан. Пойманных разбойников приводят в стан. Игра заканчивается, когда все разбойники будут пойманы. Затем группы меняются ролями.
Лапта
Для этой игры требуется плотный резиновый мяч и лапта – круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см, площадка 25 – 30 метров. На площадке проводят 2 линии на расстоянии 20 метров. С одной стороны площадки находится город, с другой - кон. Участники игры делятся на две равные команды. Одни идут в город, другие водят. Команда города начинают игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Задача водящих поймать мяч и осалить мячом бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. Если нет, все остаются на своих местах. Игра продолжается, метальщиком становится другой игрок. Но если игроку не удаётся сразу вернуться в город, его могут выручить, при условии, если следующий метальщик далеко отобьет мяч. За линию кона бегут уже 2 игрока. Если все игроки города, кроме одного находятся за линией кона, тогда метальщику разрешается ударить трижды. Если он промахнется, то горожане уступают своё место водящим. Игра начинается сначала.
Цепи кованые
Играют две команды, которые, держась за руки стоят на расстоянии 15 – 20 метров. Игроки первой команды кричат: «Цепи кованые, раскуйте нас!». Противники отвечают: «Кем из нас?» Первые называют любого игрока. Он разбегается и пытается разбить цепь противников, если ему это удается, то он забирает с собой любого игрока из разбитой пары. Если не разбивает цепь, то сам остаётся в команде противника. Перекличку начинают по очереди. Выигрывает команда, в которой будет больше игроков.
Двенадцать палочек
Игра проводится на местности, где есть возможность спрятаться. Количество игроков не ограничено. Выбирается водящий. Копается небольшая канавка, глубиной 15 – 20 см, длиной 20см. Готовятся 12 палочек, длиной 10 – 15 см и большая палка, длиной около 50 см. Один край большой палки отпускается в канавку, а на свободный край укладываются 12 палочек – это кон. Любой игрок разбивает кон, ударяя ногой по свободному краю палки, остальные прячутся, пока водящий собирает и складывает кон. Если игрок найден, то водящий разбивает кон и прячется. Найденный игрок становится водящим. И игра продолжается. Кон может разбить игрок, незаметно подкравшийся к кону, тогда водящий снова его собирает. Водящие меняются. Игра продолжается до тех пор пока ненадоест.
Пятнашки
Играющие выбирают пятнашку – водящего. Остальные разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Кого он заденет рукой, становится пятнашкой. Существуют разные варианты этой игры :- выше ноги от земли – играющий может спастись от пятнашки в случае если встанет на какой-нибудь предмет;- пятнашки с домом – игрок может «спрятаться» от пятнашки в «доме», очерченном на земле круге;- колдун дерева боится – пятнашка не может запятнать игрока, если он встанет на деревянный предмет и т. д.
Расколдуйте меня вороного коня
Игроки выбирают водящего – колдуна. Все разбегаются, колдун старается осалить убегающих. Кого осалил, тот отводит руки в стороны и кричит: «Расколдуйте меня вороного коня!» Другие игроки, задев осаленного, могут расколдовать его.
Из круга вышибала
Все играющие делятся на две команды. На площадке чертится круг диаметром 10 метров. Игроки одной команды становятся по линии круга – они вышибалы. Другая команда располагается внутри круга. Вышибалы стараются мячом выбить игроков в круге. Когда выбьют всех, команды меняются местами.
Гага
Игра проводится в воде – в пруду, озере, реке, бассейне. была распространена в селе Новая Чемровка в перовой половине ХХ века. Выбирается водящий – гага. Остальные игроки плавают, гага старается их осалить, задев по голове. Осаленный игрок становится гагой.
Пекарь
На площадке чертится круг диаметром 30 см, в него ставится пустая жестяная или пластиковая банка высотой 25 – 30 см. В двух метрах от неё проводится первая черта, она соответствует званию «король».Через 1 метр проводится ещё шесть черт с соответствующими званиям - «принц», «офицер 2», «офицер 1», «солдат 3», «солдат 2», «солдат 1». Каждый игрок имеет биту – круглую палку длиной до 1 метра. Особым образом определяется пекарь – водящий. Бита ставится одним концом на ногу, другой конец придерживается рукой и производится бросок, у кого бита падает ближе, тот становится пекарем. Пекарь стоит около банки, остальные игроки выстраиваются на линии «солдат 1». По очереди они бросают биту, стремясь сбить банку. Пекарь ставит банку на место. Когда все игроки сделали броски, они должны забрать свою палку и вернуться за черту «король». Задача пекаря осалить игрока своей битой, сбить банку и забежать за черту. Осаленный становится пекарем, а сбившие банку получают очередное звание «солдат 2», возможность делать броски с более близкого расстояния. Игра заканчивается, когда первый игрок получает звание «король».
Штандер
Водящий становится в центр круга, очерченного на земле. Вокруг него выстраиваются игроки. Водящий высоко подбрасывает мяч вверх несколько раз, когда он произнесет: «Штандер!» ,игроки разбегаются. После того как водящий поймал мяч, он кричит: «Стой!». Все останавливаются, водящий бросает в любого игрока мяч с тем, чтобы осалить. Осаленный становится водящим, а игра продолжается.