Татьяна Хаустова
Игротека по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Конспект игротеки в старшей группе по формированию фонематического восприятия
«Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»
Цель: формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать глагольный словарь: звучит, звенит, шумит, заводится, льется, включается, работает;
Публикация «Игротека по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
-научить детей образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;
- активизировать словарь по лексическим темам «Музыкальные инструменты».
- учить восприятию неречевых звуков, связанных с показом картинок, действий;
- учить дифференцировать их по способу воспроизведения; по ритму;
Развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- развивать общую и мелкую моторику;
- формировать слуховое внимание, восприятие, память детей на неречевых звуках;
Воспитательные :
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование:игра «Найди звук», игрушка Большое ухо, коробками с предметами: ложки, колокольчик, маракасы, бубенцы, треугольник, бубен, металлофон, ширма.
Ход занятия
Организационный момент
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают по одному пальчику, начиная с мизинца)
Буду я друзей считать:
Никита, Костя, Дима, (разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца)
Вот Максим и Полина.
Будем пальчики сгибать,
И опять начнем считать (сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук).
Сообщение темы
- Сегодня к вам на занятии пришел гость. А кто это вы узнаете сами. Если вы услышите, вот такой звук (бубен) - это Незнайка, такой (колокольчик) - это Колобок, а такой (металлофон) - это Большое Ухо. Закройте глаза и послушайте. За ширмой играют музыкальные инструменты по очереди, последним играет металлофон и появляется Большое ухо.
- Правильно. Ребята, вы помните мультфильм про Большое Ухо? Вы же знаете, что оно любит слушать различные звуки. Вот и сегодня он пришел к вам, чтобы поиграть с вами.
3. Д/и «Один –много»
- Большое Ухо будет загадывать различные музыкальные инструменты (спрятаны за ширму) а вы должны догадаться, что за инструмент звучит. (колокольчик, треугольник, маракасы, бубенцы)
- А теперь слушайте внимательно! (звучит за ширмой колокольчик)
- ребята, какой музыкальный инструмент вы услышали? Правильно колокольчик!
Колокольчик -это один, а если их много, то как правильно сказать, (ответы детей) -то это колокольчики.
Ребята, предлагаю вам поиграть на колокольчиках (детям раздается по одному колокольчику). Вы слушайте внимательно задание. Если я говорю: звенит один колокольчик у (Маши, то играет только (Маша). Если скажу: играют колокольчики, то все ребята играют на колокольчиках! 2—3 повтора.
Молодцы, а теперь какой музыкальный инструмент вы услышите? Правильно маракас!
Маракас -это один, а если их много, то как правильно сказать, (ответы детей) -то это маракасы.
Ребята, предлагаю вам поиграть на маракасах (детям раздается по одному маракасу). Вы слушайте внимательно задание. Если я говорю: звенит один маракас у (Саши, то играет только (Саша). Если скажу: играют маракасы, то все ребята играют на маракаса!
4. Пальчиковая гимнастика «Большое Ухо»
- Ребята, давайте поиграем с Большим Ухом в пальчиковую гимнастику и научим его!
Большое Ухо любит слушать (сжимают, разжимают кулачки)
Звуки разные, везде,
Отрастил большие уши (показывают ладонями уши)
Чтобы лучше ими слушать.
Шум дождя, воды в реке, (загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого)
Транспорт разный вдалеке,
Музыкальные игрушки
И шуршанье в тишине.
- Посмотрите, еще одна деталь.
Молодцы, а теперь какой музыкальный инструмент вы услышите? Правильно бубенцы!
Бубенцы -это один, а если их много, то как правильно сказать, (ответы детей) -то много бубенцов.
Ребята, предлагаю вам поиграть на бубенцах (детям раздается по одному бубенцу). Вы слушайте внимательно задание. Если я говорю: звенит один бубенец у (Артема, то играет только (Артем). Если скажу: играют бубенцы, то все ребята играют на бубенцах! 2—3 повтора.
Молодцы, а теперь какой музыкальный инструмент вы услышите? Правильно треугольник!
треугольник -это один, а если их много, то как правильно сказать, (ответы детей) -то много треугольников.
Ребята, предлагаю вам поиграть на треугольниках (детям раздается по одному треугольнику). Вы слушайте внимательно задание. Если я говорю: звенит один треугольник у (Алисы, то играет только (Алиса). Если скажу: играют треугольники, то все ребята играют на треугольниках. 2—3 повтора.
Мы все правильно выполнили, мы играли на музыкальны инструмента, вспомним на каких (ответы детей, мы правильно называли их когда много (ответы детей) но Большому Уху пора идти. И он говорит, что скоро к вам придет и принесет что-то очень интересное. Давайте попрощаемся с Большим Ухом. До свидания!
Закрепление вне занятий.
- Игра на различных музыкальных инструментах в группе.
- Игра «Узнай по звуку».