Татьяна Руденко
Играем пальчиками
▼ Скачать + Заказать документы
Играем пальчиками и развиваем речь.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами.
Публикация «Играем пальчиками» размещена в разделах
Развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
У детей имеющих речевую патологию, как правило, отмечаются характерные отставания в развитии двигательной сферы. Особенно это проявляется при выполнении специальных упражнений, которые помогают установить уровень сформированности мелкой моторики.
*По словесной инструкции логопеда ребё нок выполняет самые простые упражнения: покажи «козу», «зайчика», «колечко», «очки» и т. п.
*«Пальчики здороваются» - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняют правой, левой и обеими руками.
*«Играем на пианино» - держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочерёдно пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.
*Руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно без напряжения, менять положение рук.
Наблюдая затем, как ребёнок рисует, вы можете увидеть работу пальчиков :
* если ребёнок для того, чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист, значит, он не в состоянии менять направление линии с помощью движений пальцев;
* если на рисунке все предметы нарисованы очень мелко, значит, кисть руки сильно зажата, находится в постоянном напряжении.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястьям, растирание, поглаживание, лёгкое пощипывание. Продолжительность массажа 2-3 минуты, а выполняется он не меньше 2-3 раз в день.
С 8-9 месяцев можно давать ребёнку перебирать сначала крупные ярко окрашенные предметы, а затем более мелкие (деревянные бусы, кольца от пирамидки и т. п.)
Детям 2-3 лет можно предложить игры с кубиками среднего размера, пирамидки, мозаики, шнуровочки и т. п. Очень нравится детям особенно в этом возрасте играть с пальчиками, сопровождая движения пальцев стихами, потешками.
Детям с 4-7 лет предлагаются разнообразные игры на развитие мелкой моторики нанизывание бус, мозаики, кубики, шнуровка, пальчиковый театр, клубочки и т. п.
Большое количество специальной литературы помогает выбрать те упражнения и игры, которые направлены на формирование мелкой моторики ребёнка. Специализированные магазины предоставляют все необходимые игры и пособия.
Таким образом, от вас взрослых требуется внимательное отношение к проблемам ребёнка и стремление оказать ему пощь.