Людмила Болотина
Играем пальчиками
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи.
Учеными доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
Публикация «Играем пальчиками» размещена в разделах
Кроме того, гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи.
Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактик и коррекцию речевых нарушений.
Начинать занятия пальчиковой моторики следует с простых упражнений. Если ребенок не может самостоятельно выполнить движения, взрослый может помочь ему. В дальнейшем, в результате тренировок, пальчиковые движения совершенствуются, и дети уже не нуждаются в чьей – либо помощи.
При затруднениях можно помогать детям принимать необходимую позу, позволять поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. При этом важно оценивать действия детей, постоянно одобрять и подбадривать.
По мере усвоения ребенком того или иного упражнения темп его выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над четкостью, легкостью, плавностью, ритмичностью.
Как играть в пальчиковую игру?
Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте, и малыш видел, как вы поете, а вы видели его лицо. Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
2) взрослый выполняет движения руками ребенка;
3) ребенок выполняет движения своими руками.
Никогда не следует принуждать ребенка играть. Если игра ему понравится, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если малыш показывает движение по-своему, его не следует исправлять. Главное, чтобы он порадовался своему успеху.
Примеры пальчиковых игр
Сорока
Сорока, сорока, сорока-белобока
Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой.
Кашу варила, на порог скакала,
Гостей созывала.
Гости на двор – кашу на стол.
Этому дала на тарелочке,
Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.
Этому дала на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке,
А этому не дала:
Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.
Ты дров не рубил,
Ты воды не носил,
Ты печь не топил,
Ничего не получил.
Капуста
Мы капусту рубим-рубим,
Дети двигают прямыми ладонями вверх-вниз.
Мы капусту солим-солим,
Имитируют посыпание солью.
Мы морковку трем-трем.
Потирают кулак о кулак.
Мы капусту жмем-жмем.
Сжимают и разжимают кулаки.
Потом в бочку кладем.
Имитируют движение руками, как кладут капусту.
Стирка
Буду маме помогать,
Дети трут кулаками друг о друга.
Буду сам белье стирать:
Мылом мылю я носки,
Водят кулаком по ладони.
Крепко трутся кулачки,
Трут кулаками друг о друга.
Сполосну носки я ловко
Двигают кистями рук вправо-влево.
И повешу на веревку.
Поднимают руки вверх, кисти сгибают.
Этот пальчик
Этот пальчик хочет спать,
Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Поднимают большой палец вертикально.
Тише, тише, не шуми,
Братиков не разбуди!
Шевелят всеми пальцами.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!