Цезалия Викторовна Щадина
Играем дома с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Играем дома с детьми с РАС.
Щадина Ц. В.
Педагог/психолог/Учитель-дефектолог
Аутизм - спектральное нарушение на основе характерных признаков, проявляющееся в социально-коммуникативных трудностях, в поведении, в развитии Высших психических функций. Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение развития человека, которое сохраняется всю жизнь и проявляется по-разному. Люди с РАС воспринимают окружающий мир иначе. Дети с РАС предпочитают собственные однотипные игры в одиночестве с повторяющимся сюжетом. Не понимают простых слов, названий предметов и действий. Этому их приходится учить. Обучением детей с РАС занимаются специалисты. Но и родителям необходимо общение со своим ребёнком, так же как и ребёнку, который может и не показывать своего желания. И часто родители детей с РАС затрудняются в общении, не знают, как найти способы взаимодействия со своим ребёнком.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
В процессе налаживания продуктивного взаимодействия родителя с ребёнком важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его восприятие окружающего мира и отношение к нему. Так как особенности детей с РАС настолько необычны, поэтому и относиться к ним надо так же. А именно, одни дети с РАС очень любят прикосновения или «обнимашки», а другие, наоборот, не терпят даже малейшего к себе прикосновения. Одни дети могут совершенно не чувствовать боль, а другим даже незначительные царапины причиняют сильный дискомфорт. Кому-то из детей с РАС нравится звук металла по стеклу, кто-то не отрывая взгляда может смотреть на горящие свечи…
Самым доступным способом взаимодействия с ребёнком, конечно же, является игра. Оставаясь с ребёнком дома, можно с ним поиграть. Но, как мы уже знаем, ребёнок с РАС – особенный. И ему может не сразу понравиться Ваша идея. В игру ребёнка следует вовлекать постепенно. Можно надуть воздушный шарик и поиграть им, находясь рядом с ребёнком или предложить ребёнку самому надуть шарик. Для привлечения внимания ребёнка можно надуть шарик и отпустить его полетать по комнате. Через какое-то время попытаться вовлечь в игру ребенка, называя его ласково по имени и призывая к игре… И так, шаг, за шагом, без натиска, мы постепенно можем привлечь внимание ребёнка и играть с ним в игры. Игры должны приносить обоюдное удовольствие и желание играть. Во время совместных игр родители и дети налаживают положительный эмоциональный контакт, становятся ближе друг другу. Кроме этого, в зависимости от игры, могут решаться самые различные цели и задачи. Например, простая, казалось бы, игра «Пошуми маракасом» (используем маракас, а не погремушку, для того, чтобы ребёнку было удобно держать предмет в руках). Родитель держит один маракас у себя в руке, а другой предлагает взять ребёнку (ребенок может и не взять маракас с первого раза). Ход игры: Родитель держит маракас в руке, трясёт им. Издаются звуки. Родитель поёт тихим, добрым голосом простую песенку, которая нравится многим детям: «Игрушечка-погремушечка, погреми, позвени, погремушечка. Вот так, вот так, и ещё вот так. Погреми, позвени, погремушечка». В этой несложной игре решаются сразу несколько больших задач: налаживается психоэмоциональный контакт родитель+ребёнок, ребёнок слышит родной приятный голос и тянется к родителю, одновременно и непринуждённо развивается слуховое восприятие голоса и музыкального инструмента, развивается чувство музыкального ритма, координации движений рук.
Для общения с ребёнком можно использовать различные игры с пуговицами. Пуговицы берутся, желательно, крупные – их ребёнок легче возьмёт и удержит в руке. Пуговицы можно раскручивать пальчиками, как юлу, сбивать горку из пуговиц, нанизывать на толстую леску, создавать различные узоры (на нарисованных шаблонах и контурах, считать их, разделять по размеру, цвету и формам, строить различные фигуры и башенки.
Ещё одна интересная игра «Ёжик» и «Солнышко». Положить перед ребёнком картонный силуэт «Ёжик» и набор цветных прищепок (в «Солнышко» играем, когда ребёнок освоит игру «Ежик»). В этой игре решаются задачи социально-коммуникативного взаимодействия, развивается мелкая моторика пальцев рук и пинцетный захват, закрепляется знание основных цветов, звукоподражание. Ход игры: 1. Родитель предлагает ребёнку взять прищепки сначала синего, затем зелёного цвета и надеть на ёжика иголки, приговаривая при этом: «Коль, коль, коль!». 2. Родитель предлагает ребёнку взять прищепки красного и жёлтого цвета и надеть на солнышко лучики, приговаривая при этом: «Ой, ой, горячо!».
Следующая игра «Макаронки». В этих играх отрабатываем пинцетный захват, развиваем мелку моторику пальцев и координацию, узнаём и называем предметы, развиваем зрительное внимание. Описание: Перед ребёнком устанавливается вертикально шпажка, закреплённая в кусочке пластилина. Взрослый заранее подготавливает фигурки из макаронных изделий «Макфа» (самолётик, машинка, звёздочки, мотоцикл, колокольчик, матрёшка). Предлагает ребёнку нанизать на шпажку фигурки, предварительно задав вопрос: «Что это?» или, называет предмет сам, ждёт эхо-повтор от ребёнка. Усложнё нный вариант: перед ребёнком выкладывается ряд фигурок в определённой последовательности. Ребёнок самостоятельно ищет фигурки, следуя этой последовательности и нанизывает их на шпажку.
«Игра с крупой». Цель: развитие слухового внимания, мелкой мото-рики. Описание: Подготовить баночки с манкой, гречкой и горохом. 1. Дать ребёнку послушать, как звучит каждая баночка (шуршит, гремит, стучит) 2. Дать ребёнку в руки по очереди манку, гречку и горох, найти самую «тихую» крупу, самую «громкую». 3. Дать ребёнку засыпать дорожку манкой. Нарисо-вать силуэт листьев камней на дорожке, обработать клеем и предложить ре-бёнку засыпать гречкой -листья, а горохом – камни. Таким образом, слуховое внимание развивается с помощью тактильных анализаторов.
«Радуга» - игра с красками. Цель этой игры: развитие сенсомоторных навыков. Взрослый подготавливает семь прозрачных стаканов и акварельные краски с кисточкой. Ребё нок слушает стих про цвета радуги : «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» (первая буква каждого слова обозначает первую букву названия цвета). Ребёнок с помощью взрослого набирает соответствующую краску и помещает в стакан с небольшим количеством воды. Затем все окрашенные стаканы ребёнок перечисляет (по возможности, повторяет или показывает цвета за взрослым. Усложнё нный вариант: если ребёнку доступно, можно окрасить воду в стаканах в оранжевый, зелёный и фиолетовый цвет, путём смешивания красок. Затем на листе бумаги для акварели поочерёдно проводим цветные дуги, рисуя радугу. Закрепляем навык соответствия цвета краски и названия цвета (семантический смысл слова).
Итак, зная и учитывая особенности своего ребёнка, предлагаемые игры могут значительно облегчить взаимодействие родных людей, помочь родителям и детям сблизиться, понять друг друга и хорошо провести время.
Список литературы
1. Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихоло-гии.
2. Панфилова М. А. Игротерапия общения.
3. Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения дошкольников.
4. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Дети с нарушениями об-щения: Ранний детский аутизм.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать.